Существует такое понятие, как биржевой пузырь – эффект ажиотажного спроса на какой-либо актив, в результате которого его цена быстро растёт, причем чаще всего совершенно необоснованно.
Так происходит надувание биржевого пузыря, а чуть позже наступает момент лопания – когда цена начинает крайне быстро и панически снижаться. Это случается после того, как участники осознают, что предшествующая завышенная цена была явно неадекватной.
Пузыри на бирже встречаются нечасто, поэтому их нельзя отнести к полностью изученным и описанным явлениям. Но стоит отметить, что сами по себе пузыри носят негативный характер: после того, как пузырь лопается, целые отрасли, а то и страны могут погрузиться в рецессию. Пузыри бывают различного масштаба – от отдельно взятых активов до отраслей и экономик целых стран. Естественно, что больше всего на слуху наиболее крупные пузыри, примерами которых может послужить тюльпаномания в Голландии, кризис доткомов в 2000 году в США и так далее.
Биржевой пузырь
Согласно наиболее устоявшемуся определению, пузырь на рынке — это «торговля крупными объёмами товара или чаще ценными бумагами по ценам, существенно отличающимся от справедливой цены». Понятие справедливой цены также может вызвать достаточно вопросов — однако интуитивно нам понятно, о чем идет речь.
Виды биржевых пузырей
Условно биржевые пузыри можно разделить на два вида. Первый связан непосредственно с работой бизнеса и его активами, т.е. акциями и облигациями. К примеру, один из ранних пузырей был надут при бурном развитии железных дорог в 1846 году в Британии и получил название «Railway Mania». «Великая Депрессия» в Америке начала 1930-х годов также заключалась в переоценке акций, хотя последствия сдувания пузыря оказались хуже практически всех прогнозов.
Яркий современный пример биржевого пузыря — это американские технологические акции, лопнувшие на рубеже веков — а сам пузырь получил название «пузырь доткомов».
Переоценка акций вообще распространенное явление, часто касающееся развивающихся рынков — например, в разное время пузыри акций разных масштабов были в Японии и Китае. Несмотря на то, что при долгосрочном инвестировании и правильно составленном портфеле время входа в рынок слабо влияет на конечный результат, входить на возможном пике перед падением в отдельные рынки (и тем более акции) не самая оптимистичная для инвестора перспектива.
Второй вид биржевого пузыря с бизнесом не связан, либо связан косвенно. Первый в истории биржевой пузырь в виде тюльпановой лихорадки 1636-37 года как раз хороший пример пузыря такого вида. Согласно Википедии, к середине 1630-х годы за одну луковицу давали тысячу гульденов, что составляло 10,28 кг серебра или 856 г золота; при этом доход квалифицированного ремесленника тогда не превышал трёхсот гульденов в год. В 1633 году вполне реально было обменять свой дом за несколько луковиц — но в феврале 1637 года цены обрушились в двадцать раз, что породило огромные разорения, скандалы и неприятие спекуляции в дальнейшем.
Другие активы, подпадающие под эту категорию: земля, недвижимость, золото, коллекционные предметы. Например, в Японии в 1990 году как земля, так и недвижимость достигали совершенно невероятных цен — это касалось даже таких вещей, как членство в гольф-клубе. Золотые пузыри после отмены золотого стандарта надувались дважды: в начале 80-х и 2000-х годах, которым предшествовали более 15 лет спада, вызванные предыдущим взлетом. Кстати, сюда же можно отнести и биржевой пузырь биткоина, который во время взлета конца 2013 года по стоимости сравнялся с золотом, но затем быстро рухнул в несколько раз.
Этапы жизни биржевого пузыря
Как и любой процесс, образование пузыря имеет временную длительность и сопряжено с определенными фазами. Стандартная схема пузыря выглядит таким образом:
Первая, скрытая, фаза состоит в формировании мнения о повышенной доходности какого-либо актива, в результате чего в игру вступают первые игроки. На сознательной фазе в игру вступают крупные компании, что может сопровождаться локальными спадами с возвращениями цены, близкой к рыночной и это – вторая фаза . СМИ, наблюдая такой ажиотаж, начинает трубить про происходящее, констатируя факт того, что цена крайне сильно поднялась (третья фаза ).
Далее цена ещё какое-то время растёт (причем это время может быть весьма продолжительным), в актив инвестируют даже люди, далекие от биржевых торгов, наблюдая практически «вертикальный ценовой взлёт» и желая на нём заработать (четвёртая фаза ).
Данный рост сопровождается открытием маржинальных длинных позиций (покупки данного актива на заёмные средства с целью спекулятивного извлечения прибыли – пятая фаза ).
Затем происходит какое-либо событие, которое носит «отрезвляющий» эффект и провоцирует участников начать фиксацию прибыли, то есть продавать актив (шестая, финальная фаза ).
Эти продажи носят массовый эффект, в результате чего цена начинает стремительно падать. Падение приводит к маржин-коллам и принудительному закрытию маржинальных позиций, причем продолжение такого снижения приводит к еще более паническим продажам.
И именно этот момент, когда от столь стремительного роста не остаётся практически ничего, сравнивают с тем, как биржевой пузырь надувается (в нашем случае – деньгами покупающих), а после чего резко лопается, превращая деньги участников торгов в ничто.
Биржевой пузырь и гипотеза «большего дурака»
Образование биржевых пузырей можно связать с гипотезой «большего дурака». Суть её в том, что сперва на положительной новости трейдеры начинают покупать актив, что вполне логично. Но этот положительный эффект становится крайне раздутым, на рынок приходят далекие от биржевых торгов люди, желающие купить этот актив без всякого анализа и заработать на нём – так называемые дураки. Если цена идёт вверх, то этим людям будут требоваться большие дураки, чтобы зафиксировать прибыль и отдать нелогично дорогой актив по еще более завышенной цене. Причем подобный процесс может продолжаться достаточно долго, вплоть до того, как большие дураки закончатся, а финальные держатели почувствуют себя одураченными, понимая, что цена явно не соответствует действительности, а спрос на актив завершён. И в такой ситуации начинаются продажи по любым ценам спроса (который невелик по сравнению с предложением).
Считается, что действительно, большой биржевой пузырь не надувается сам по себе – этот процесс активно сопровождается СМИ: аналитики говорят о «золотом» будущем актива, и все, как один, (за редким исключением) говорят о том, как феерично актив дорожает.
Примеры биржевых пузырей
Ниже перечислю основные и самые известные примеры пузырей.
Пузырь южных морей
На картинке ниже изображен биржевой пузырь Южных морей (кстати, одно из первых в мире акционерных обществ открытого типа), который разорил Исаака Ньютона, вторично купившего большой пакет акций компании почти на самом пике.
В январе 1719 года акции „Компании Южного Моря“ были выставлены на Лондонской бирже по цене 128 фунтов стерлингов. В июне 1720 года стоимость такой акции почти достигла 1 тыс. фунтов, а в декабре 1721 компания объявила о своем банкротстве. Результат для экономики Англии оказался подобен «Великой Депрессии», на десятилетия затормозивший ее развитие.
Тюльпаномания в Голландии
Один из ярчайших представителей биржевых пузырей – тюльпаномания, которая случилась в Голландии в 1630-х годах. Дело в том, что местная аристократия крайне полюбила данный цветок, завезённый с Ближнего Востока, и старалась украсить им свои имения, в результате чего тюльпаны стали предметом роскоши. Стоимость отдельных их видов могла достигать 800 граммов золота. Однако настоящий бум на тюльпаны случился в период с 1635 по 1637 годы, когда были запущены торги фьючерсными контрактами на тюльпаны, в результате чего цена цветов подскочила в 20 раз. На пике стоимости за луковицу тюльпана можно было купить целый особняк или несколько килограммов золота, что явно является завышенной ценой за обыкновенный цветок. Данные события потом ещё долго высмеивались различными художниками, а саму манию на тюльпаны окрестили безумством толпы.
Доткомы 2000-х
В конце девяностых в США (да и во всем мире) интернет начал активно входить в каждый дом и в различные бизнес-процессы. Причем в это время активно открывались и развивались интернет-компании, которые впоследствии получили название доткомы (как домены первого уровня .com). Как только акции этих компаний попадали на биржевые торги, то начинали стремительно расти, так как бизнес-сообщество приходило к мнению о том, что будущее будет за интернетом, наблюдая за развитием интернет-магазинов и прочего, но забывая о том, что бизнес – это процесс деятельности, а интернет – лишь средство. Многие компании (даже показывающие убытки в отчетности) всё равно увеличивались в цене на фоне общего ажиотажа, причем данный интерес подогревали и сами доткомы, вкладываясь в PR и рекламу гораздо больше, чем в непосредственную деятельность. Апогеем данного пузыря стало 10 марта 2000 года, когда индекс NASDAQ обрушился за один день с 5132 до 5048 пунктов.
Биржевой пузырь недвижимости 2008 года
Наверное, наиболее масштабным по последствиям из «непроизводственных» активов был последний биржевой пузырь недвижимости 2008 года, в ходе которого американский индекс на пике потерял половину своей стоимости, а миллионы простых американцев — жилье и работу. Оказался банкротом один из крупнейших американских банков со 150-летней историей Lehman Brothers. Конечно, возвращение во времена Великой Депрессии не произошло — рынок восстановился гораздо быстрее, однако на спаде сильно прошелся по всему миру, вызвав мировой кризис.
До России этот кризис дошел спустя примерно несколько месяцев, в результате чего вкладчикам ПИФов пришлось забыть о доходности в десятки процентов годовых. Впрочем, в середине 2000-х пузыри на недвижимость надувались и в других странах: Индии, Великобритании, Ирландии, Испании и др. Если эти пузыри россиянам мало известны, то про цены на московскую недвижимость слышали, думаю, практически все.
Стоит ли бояться биржевых пузырей?
В целом можно сказать, что наиболее опасен тот биржевой пузырь, который вовлекает в себя наибольшее число граждан. Бмржевой пузырь доткомов вовлек в себя много крупных игроков — однако цена на недвижимость, в отличие от Японии, оставалось в это время относительно стабильной. Банковский сектор конца 90-х не принимал участие в формировании пузыря, что также являлось важным отличием от 2008 года. Пузырь доткомов лопнул, разорив своих адептов, и дав прибыль тому, кто успел вовремя уйти с рынка — но не так сильно отразился на простых гражданах, хотя американский индекс показал с 2000-2002 три отрицательных года подряд, чего не было с того времени уже более полувека.
Жизненный цикл биржевого пузыря — это сплав рациональных и иррациональных процессов, причем первый процесс обычно относится к начальной стадии пузыря, а второй — к конечной. Фундаментальный анализ на поздних стадиях может обозначить наличие самого пузыря, но по сути ничего не говорит о его развитии, что скорее лежит в иррациональной области. Иными словами, фундаментальный анализ не способен дать адекватный сигнал на выход из рынка, так как сигнализирует слишком рано (и иногда ложно).
Поскольку некоторые пузыри могут надуваться годами, лишать ли себя хорошей прибыли, выходя из рынка при первых же признаках «нагрева», кажется очень спорным вопросом. На мой взгляд, ребалансировка — это хороший компромисс «слить» избыточную доходность в более консервативный актив, не избавляясь полностью от перегретого. При падении она же позволит купить этот актив относительно дешево.
Какие факторы способствуют завышенной оценке рынков? В их числе можно назвать низкую процентную ставку и стимулирующую монетарную политику (накачку экономику деньгами). Таким образом рос американский рынок после кризиса 2008 года. Низкая ставка заставляет инвесторов вкладываться в акции, что также приводит к избытку денег и оптимистичной оценке активов.
Кроме того, это быстрые темпы экономического роста с опережающими темпами спроса (Китай), а также инфляция выше среднего уровня. Когда последняя превышает процентную ставку, инвестиции становятся лучшим способом сохранения денег, чем банковский депозит. Последние факторы вообще характерны для развивающихся стран, которые являются наиболее вероятным источником для новых перегретых котировок; при этом они обычно имеют параболическую форму с почти вертикальным взлетом перед падением, когда энтузиазм и жадность инвесторов достигают максимальных величин.
Заключение
Итак, биржевой пузырь — это просто данность. Бороться с ним невозможно, но грамотный подход к инвестированию не позволяет пузырям навредить доходности.
Время от времени биржевые пузыри появляются на биржах. Самое важное – это вовремя распознать признаки пузыря и понимать, что цена явно не соответствует действительности. А для этого необходимо постоянно повышать свою финансовую грамотность.
С уважением, Silentspec
Удачи и до новых встреч!