Найти тему
FAZAN MAGAZINE

Почему женщины фотографировали Фриду Кало так, как никто другой

Мексиканская художница сотрудничала со своими современниками, чтобы показать ту свою сторону, которую не находили в ее знаменитых автопортретах.

Фрида Кало смотрит в зеркало. На ней черно-белая блузка и длинная черная юбка, а волосы заплетены в косы и уложены в высокую прическу. Мы видим и ее, и ее отражение – две Фриды. Это лишь одна из серии портретов художницы, сделанных в 1944 году ее подругой Лолой Альварес Браво, первой женщиной-фотографом в Мексике. Эти образы Кало в ее саду так ясно отражают саму суть взаимоотношений художницы с остальным миром: смотря на Фриду, мы смотрим на себя.

«Я думала о ее картине «Две Фриды», когда делала этот снимок», – вспоминала Альварес Браво. «С пейзажем позади нее в отражении кажется, что за зеркалом действительно стоит другой человек».

-2

Спустя почти 67 лет после смерти Фриды Кало, идея двух Фрид все еще жива. Кало, которая была столь же радикальна во плоти, как и на сильно заряженных, похожих на сновидения картинах, которые она создавала, отталкиваясь от своих взлетов и падений в жизни, постоянно играла с границами между своим публичным и частным «я». Но, в то время как ее картины предлагают непоколебимый взгляд на ее личный опыт, ряд фотографий показывает другую сторону Кало – сторону, не раскрытую в ее автопортретах, составляющих около трети ее картин.

Благодаря работе группы женщин-фотографов, мы встречаем еще одну Фриду. Лола Альварес Браво, Жизель Фройнд, Люсьен Блох, Тони Фрисселл и Имоджен Каннингем нашли в Кало как харизматичный субъект, так и человека, готового плодотворно сотрудничать. Вместе они создали одни из самых интимных и неотразимых портретов художницы в поворотные моменты ее взрослой жизни. По сравнению с очень спокойным, стилизованным образом, которым она изображает себя сама, в их глазах она кажется более мягкой, игривой, временами хрупкой, но всегда «подрывной».

«Кало была очень загадочной и красивой, и я думаю, это то, что захватило воображение не только многих фотографов-мужчин, но и фотографов-женщин», – говорит Цирцея Хенестроса, со-куратор проекта «Фрида Кало: создание ее самости», который рассматривает возрождение Кало через ее самые личные вещи. Из 96 представленных фотографий Кало – 31 была сделана фотографами-женщинами.

«Я думаю, что есть разница в том, как эти женщины смотрели на нее», – объясняет Хенестроса. «Мы выбрали эти фотографии для проекта из-за их честности; они в некотором роде более личные, более тонкие». Она отмечает, что все фотографии в галерее, посвященные дому Кало, Casa Azul, где она провела почти всю свою жизнь, – это работа нескольких избранных женщин.

-3

«Эти фотографы привнесли в выставку чувствительность, которая касается изображения Фриды Кало, но также и сотрудничества между ними».

Именно во время своего пребывания в США между 1930 и 1933 годами Кало начала привлекать международное внимание как потрясающая молодая жена художника-монументалиста Диего Риверы. Ее современный взгляд на традиционную одежду тихуана не был похож ни на что, что видели жители Сан-Франциско, Детройта или Нью-Йорка. В Сан-Франциско она познакомилась с Имоджен Каннингем, одной из первых профессиональных женщин-фотографов в Америке, а в Нью-Йорке – с Люсьен Блох, родившейся в Швейцарии, художницей, увлекающейся фотографией.

-4
-5

«Я ненавижу тебя» – это были первые слова, которые Кало сказала Блох, сидевшей рядом с Риверой на вечеринке, устроенной Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Ривера был отъявленным ловеласом, но, когда Кало поняла, что Блох не питает никаких намерений по отношению к ее мужу, то нашла компаньона в лице молодой художницы. Блох вскоре стала помощницей Риверы и другом Кало. Ее «живые» снимки, на которых Кало смеется, подмигивает и кусает свое ожерелье, являются абсолютным откровением.

-6

После возвращения Кало в Мексику новаторский модный фотограф Тони Фриссел сняла ее портрет для статьи в американском Vogue под названием «Señoras of Mexico». Позже некоторые из самых ярких фотографий художницы были сделаны в ее доме в Мехико, где она проводила все больше и больше времени из-за последствий трагической аварии в юности, которая изменила ее жизнь. В этом оживленном пространстве, заполненном экзотическими растениями, артефактами доколумбовой эпохи и семью лысыми собаками породы ксолотль, Кало принимала в гостях многих художников, писателей, архитекторов, политиков и фотографов, таких как Лола Альварес Браво и Жизель Фройнд.

-7

Альварес Браво была главным создателем того, что писательница Анита Бреннер назвала «мексиканским ренессансом». Ее портреты Кало являются доказательством тесной дружбы, которая началась, когда две женщины встретились в 1922 году, и продолжалась до безвременной смерти художницы в 1954. За эти годы Альварес Браво много раз фотографировала Кало. В период с 1951 по 1958 год она также владела собственной галереей, где провела единственную персональную выставку Кало в Мексике при ее жизни. Это была выставка, которую художница, из-за плохого состояния здоровья, посетила в своей кровати с балдахином.

Французский фотожурналист Жизель Фройнд сделала несколько последних фотографий Фриды Кало. Как одна из основательниц Magnum Photos, она побывала в Мексике между 1950 и 1952 годами, часто навещая Кало и Риверу в их доме. Помимо портретов Фриды в постели, за мольбертом или в любимом саду, Фройнд задокументировала интерьер Casa Azul, в том числе рабочий стол и мастерскую художницы. «Я всегда предпочитала фотографировать человека в его личном пространстве, среди его вещей... И обстановка дома непосредственно отражает человека, который в нем живет», – написала она в своих мемуарах «Мир и моя камера».

-8

Кало была натурщицей с юных лет, и именно через объектив камеры отца она впервые начала позировать и понимать силу своего собственного образа. Именно через призму этих женщин-фотографов сегодня мы понимаем силу ее личности. Потому что примечательность Фриды Кало не в ее яркой внешности или неповторимом стиле, а в ее страстной человечности – настолько, что, когда Андре Бретон описал искусство Кало как «ленту вокруг бомбы», он мог легко говорить о самой художнице.