Мексиканская художница сотрудничала со своими современниками, чтобы показать ту свою сторону, которую не находили в ее знаменитых автопортретах.
Фрида Кало смотрит в зеркало. На ней черно-белая блузка и длинная черная юбка, а волосы заплетены в косы и уложены в высокую прическу. Мы видим и ее, и ее отражение – две Фриды. Это лишь одна из серии портретов художницы, сделанных в 1944 году ее подругой Лолой Альварес Браво, первой женщиной-фотографом в Мексике. Эти образы Кало в ее саду так ясно отражают саму суть взаимоотношений художницы с остальным миром: смотря на Фриду, мы смотрим на себя.
«Я думала о ее картине «Две Фриды», когда делала этот снимок», – вспоминала Альварес Браво. «С пейзажем позади нее в отражении кажется, что за зеркалом действительно стоит другой человек».
Спустя почти 67 лет после смерти Фриды Кало, идея двух Фрид все еще жива. Кало, которая была столь же радикальна во плоти, как и на сильно заряженных, похожих на сновидения картинах, которые она создавала, отталкиваясь от своих взлетов и падений в жизни, постоянно играла с границами между своим публичным и частным «я». Но, в то время как ее картины предлагают непоколебимый взгляд на ее личный опыт, ряд фотографий показывает другую сторону Кало – сторону, не раскрытую в ее автопортретах, составляющих около трети ее картин.
Благодаря работе группы женщин-фотографов, мы встречаем еще одну Фриду. Лола Альварес Браво, Жизель Фройнд, Люсьен Блох, Тони Фрисселл и Имоджен Каннингем нашли в Кало как харизматичный субъект, так и человека, готового плодотворно сотрудничать. Вместе они создали одни из самых интимных и неотразимых портретов художницы в поворотные моменты ее взрослой жизни. По сравнению с очень спокойным, стилизованным образом, которым она изображает себя сама, в их глазах она кажется более мягкой, игривой, временами хрупкой, но всегда «подрывной».
«Кало была очень загадочной и красивой, и я думаю, это то, что захватило воображение не только многих фотографов-мужчин, но и фотографов-женщин», – говорит Цирцея Хенестроса, со-куратор проекта «Фрида Кало: создание ее самости», который рассматривает возрождение Кало через ее самые личные вещи. Из 96 представленных фотографий Кало – 31 была сделана фотографами-женщинами.
«Я думаю, что есть разница в том, как эти женщины смотрели на нее», – объясняет Хенестроса. «Мы выбрали эти фотографии для проекта из-за их честности; они в некотором роде более личные, более тонкие». Она отмечает, что все фотографии в галерее, посвященные дому Кало, Casa Azul, где она провела почти всю свою жизнь, – это работа нескольких избранных женщин.
«Эти фотографы привнесли в выставку чувствительность, которая касается изображения Фриды Кало, но также и сотрудничества между ними».
Именно во время своего пребывания в США между 1930 и 1933 годами Кало начала привлекать международное внимание как потрясающая молодая жена художника-монументалиста Диего Риверы. Ее современный взгляд на традиционную одежду тихуана не был похож ни на что, что видели жители Сан-Франциско, Детройта или Нью-Йорка. В Сан-Франциско она познакомилась с Имоджен Каннингем, одной из первых профессиональных женщин-фотографов в Америке, а в Нью-Йорке – с Люсьен Блох, родившейся в Швейцарии, художницей, увлекающейся фотографией.
«Я ненавижу тебя» – это были первые слова, которые Кало сказала Блох, сидевшей рядом с Риверой на вечеринке, устроенной Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Ривера был отъявленным ловеласом, но, когда Кало поняла, что Блох не питает никаких намерений по отношению к ее мужу, то нашла компаньона в лице молодой художницы. Блох вскоре стала помощницей Риверы и другом Кало. Ее «живые» снимки, на которых Кало смеется, подмигивает и кусает свое ожерелье, являются абсолютным откровением.
После возвращения Кало в Мексику новаторский модный фотограф Тони Фриссел сняла ее портрет для статьи в американском Vogue под названием «Señoras of Mexico». Позже некоторые из самых ярких фотографий художницы были сделаны в ее доме в Мехико, где она проводила все больше и больше времени из-за последствий трагической аварии в юности, которая изменила ее жизнь. В этом оживленном пространстве, заполненном экзотическими растениями, артефактами доколумбовой эпохи и семью лысыми собаками породы ксолотль, Кало принимала в гостях многих художников, писателей, архитекторов, политиков и фотографов, таких как Лола Альварес Браво и Жизель Фройнд.
Альварес Браво была главным создателем того, что писательница Анита Бреннер назвала «мексиканским ренессансом». Ее портреты Кало являются доказательством тесной дружбы, которая началась, когда две женщины встретились в 1922 году, и продолжалась до безвременной смерти художницы в 1954. За эти годы Альварес Браво много раз фотографировала Кало. В период с 1951 по 1958 год она также владела собственной галереей, где провела единственную персональную выставку Кало в Мексике при ее жизни. Это была выставка, которую художница, из-за плохого состояния здоровья, посетила в своей кровати с балдахином.
Французский фотожурналист Жизель Фройнд сделала несколько последних фотографий Фриды Кало. Как одна из основательниц Magnum Photos, она побывала в Мексике между 1950 и 1952 годами, часто навещая Кало и Риверу в их доме. Помимо портретов Фриды в постели, за мольбертом или в любимом саду, Фройнд задокументировала интерьер Casa Azul, в том числе рабочий стол и мастерскую художницы. «Я всегда предпочитала фотографировать человека в его личном пространстве, среди его вещей... И обстановка дома непосредственно отражает человека, который в нем живет», – написала она в своих мемуарах «Мир и моя камера».
Кало была натурщицей с юных лет, и именно через объектив камеры отца она впервые начала позировать и понимать силу своего собственного образа. Именно через призму этих женщин-фотографов сегодня мы понимаем силу ее личности. Потому что примечательность Фриды Кало не в ее яркой внешности или неповторимом стиле, а в ее страстной человечности – настолько, что, когда Андре Бретон описал искусство Кало как «ленту вокруг бомбы», он мог легко говорить о самой художнице.