Найти тему

Невероятный мастер подлинности

Есть в истории русского искусства великолепный «двойной» портрет. Увы, он малоизвестен, в том числе и потому, что оба холста, которые, безусловно, должны были висеть рядом, находятся в разных музеях.

Я говорю про работы очень большого и очень малого русского художника Василия Максимовича Максимова. Очень большого потому, что он создавал настоящие шедевры. Картины, которые заставляют душу трепетать, приводят в восторг. Очень малого потому, что художник Максимов малоизвестен. Нет, пара-тройка самых известных работ, конечно очень узнаваема, и конечно большинство, при произнесении фамилии Максимов, сразу о них вспомнит. И всё-таки он остался немного в тени своих более известных современников, недополучил положенной ему славы, да и сейчас не входит в число наших живописцев «первого ряда». А зря.

Моё отношение к художнику Максимову описано словами заголовка. Это фантастический знаток жизни. И художник, как никто иной, умевший передавать эту жизнь на картинах. Он родился в 1844 году, в семье государственных крестьян, в Новгородской губернии. С крестьянской темой Василий Максимов не расстанется в течение всей жизни. Иногда, достаточно посмотреть на его картины, чтобы понять ложь сусально-лубочного образа «благочестивой и процветающей империи», под которую, как известно, прилетевшие в германском вагоне Ленин и К, заложили ядерную бомбу. Впрочем, обличителем и трибуном Максимов тоже не был. Он был удивительным и тонким психологом и бытописателем. Как говорится, «называл вещи своими именами», только кистью. Несмотря на то, что художник строго придерживался принципов реализма, некоторые его работы, относящиеся к реалиям позапрошлого века, удивительно актуальны и сегодня.

Вот тот самый двойной портрет, о котором я уже говорил. Уверен, что его и сегодня можно приложить к любой дискуссии о судьбе женщины, о сочетании материнства и карьеры и т.п. Причём как в ту, так и в другую сторону. Василий Максимов не давит на нас своей кистью, не подводит к «единственно верному» выводу. Он просто берёт «кадр» из жизни и предлагает нам посмотреть. Смотрите, а для этого листайте мини-галерею.

Почему эти два холста разведены по разным музеям, мне неизвестно. Но я думаю, что вы теперь верите мне не только на слово.

И это было лишь предисловие. Я обязательно продолжу рассказ о Василии Максимове. А слово «предисловие» в заголовке или сразу под ним я не написал, потому, что кто ж их читает, предисловия то?