Привет, вы на канале По секрету, я Алексеева Равиля.
Тема очень интересная и важная. Синдром эмоционального выгорания - часто встречающийся в настоящее время состояние. Как его распознать?
Наиболее часто эмоциональное выгорание встречается у людей, которые в силу профессиональных обязанностей работают с людьми, болью и страданием. Это, как вы догадались, прежде всего медицинские работники, преподаватели, социальные работники. Возникновению синдрома способствует ненормированный рабочий день, отсутствие или недостаток материальной и эмоциональной поддержки, стрессы на работе и дома, отсутствие четко очерченных профессиональных обязанностей.
Проявляется синдром эмоционального выгорания… подождите и представьте выжженную среди леса или луга поляну. Вот такая выжженная поверхность образуется и в душе. А чувствуем мы повышенную утомляемость, раздражительность по пустякам, слабость, нарушение сна, отсутствие желания что-либо делать. И руки опускаются даже при незначительных трудностях. И сил, ни физических, ни эмоциональных нет ни на что. Чаще такое состояние встречается у людей с синдромом отличника, перфекциониста, кто привык все делать тщательно и скрупулезно. Узнаете себя или своих близких?
А что делать, скажете вы, работать то надо. Давайте разбираться.
И сегодня хочу поделиться некоторыми лайфхаками противостояния эмоциональному выгоранию.
1. Как бы не звучал банально первый совет, но режим дня-всему голова. Вы настроите свои биоритмы на правильную работу. Хочу обратить внимание, что засыпать и просыпаться желательно в одно и тоже время, даже в выходные дни! Конечно, понятно желание выспаться в выходные дни, но просыпаясь в на 2~3 часа позже обычного, вы как будто раз в неделю меняете свой часовой пояс, а это излишне нагружает наш организм (помните, как долго адаптируетесь после авиаперелета), да и иммунитет не скажет за это спасибо.
2. Посвятите 5~10 минут физической активности - до, после и даже во время работы (несколько любимых упражнений, выход на улицу на несколько минут, даже самомассаж). Это не только отвлечет вас от рутины, но и поможет снять стресс, а часто бывает так, что «перезагруженный» мозг может решить такую задачу, с которой не справиться во время работы.
3. Включите в рацион продукты и блюда, которые дают энергию. Это белковые продукты: рыба, мясо, яйца, а также фрукты, ягоды и овощи. Если нет противопоказаний, можно немного сладостей: черного шоколада, меда, кураги, натуральной фруктовой пастилы.
4. Уберите лишние вещи. Это касается как рабочего стола, все лишнее - прочь. На столе порядок - порядок и в голове. А вот приятная вашему сердцу вещица - рисунок ребенка, ракушка из отпуска или небольшой цветок добавят несколько приятных минут. К «лишнему» мы отнесем и дела и мысли, которые в данный момент неактуальны. Не будем тратить на них нашу энергию, «подумаем о этом завтра».
5. В течение рабочего время мы обычно много времени тратим на разговоры с коллегами. Возьмите за правило, не говорите о сослуживцах (как бы это не хотелось) плохо. Во-первых, информация обязательно дойдет и до вашего недоброжелателя, а плохой мир, как известно, лучше чем хорошая ссора. А во вторых, попробуйте найти к каждом что-то хорошее. И сказать человеку об этом. И вы почувствуете прилив сил, и человек будет стремиться дотянуться до образа, который вы ему обозначили (даже если сказали о нем с небольшим авансом).
6. Если есть какое-то недоразумение, неприязнь среди коллег скажите об этом прямо, но в корректной форме. У вас же не написано на лбу, что вы об этом думаете, а так вы хотя бы спокойны, что вас правильно поняли.
7. Хорошо, если у вас будет увлечение, любимое дело, хобби. Вы точно будете знать, что после трудового дня (или недели) вы можете спокойно собрать мозаику, пересадить цветы, а может быть дописать рассказ или картину.
8. Научитесь благодарить Бога (Вселенную для неверующих) за все, что она вам дала: здоровье, семью, детей, знания - ну что-то обязательно есть. И знайте, что ваша сегодняшняя жизнь - это лучшее, что могло с вами случится.
9. Если вас обвинили в чем то (ваш шеф или сотрудники) не обижайтесь, вспомните, не ошибается тот, кто ничего не делает. Положа руку на сердце, и вы не идеальны, в прошлый раз ваш косяк не заметили, а сейчас есть возможность исправить ошибку, а возможно и подняться по карьерной лестнице. Человек, который не боится признавать свои ошибки и умеет достойно их исправлять может быть хорошим руководителем.
10. В течение суток «замедлитесь» хотя бы на несколько минут. Понаблюдайте (например, по дороге на работу или в обеденный перерыв): как почки на деревьях стали молодцевато-набухшими, как цветет дуб (никогда не видели, я почти уверена), как оживились воробьи и уже не жмутся друг к другу на морозе, как запахло весной.
Какое выгорание, жизнь так прекрасна!
Пошли пить чай с душицей и сушенной малиной, сделаем массаж рук, а в крем добавим капельку натурального масла бергамота, ну, здорово же?