По закону жанра, в кино должен быть положительный герой. Как правило, это человек, исправляющий критическую ситуацию, выявленную по сюжету фильма. Это личность, на которую принято равняться. Положительный, во всех отношениях, герой, априори занимает центральное место в сценарии. Ему уделяется больше всего экранного времени. Он, как минимум, харизматичен, как максимум, хорош собой.
Ловкий, умелый и находчивый, защитник обиженных и угнетенных. Поступает правильно и, как лидер, увлекает и вдохновляет других на подвиги. Что еще должен был уметь экранный герой в фильмах прошлого времени, и каков он сейчас? Попробуем в этом разобраться.
Крокодил Данди
Австрало-американская кинолента 1986 года выпуска была одной из самых кассовых в истории 80хх. Режиссером фильма выступил Питер Файман. В роли того самого «крокодила» выступил Пол Хоган. Личного обаяния актеру не занимать, за исполнение мужской роли Хоган получил премию « Золотой глобус».
Кто такой мистер Данди? Он следопыт, зверолов, дикарь и мужчина с большой буквы. Воспитанный аборигенами, он всегда жил по законам джунглей и не знал, что такое цивилизация в прямом значении этого слова.
Джордж из джунглей
Другой экранный герой того времени, Джордж Брендана Фрейзера. Фрейзер сильно постарел и обрюзг с того времени, но в 90е он был записным красавцем. В 1997 году актер воплотил на экране образ Джорджа, молодого патлатого мужчину, воспитанного дикими обезьянами в джунглях. В отличие от крокодила Данди, Джордж предпочитает обходиться набедренной повязкой. Смелый и отважный, Джордж тоже бесконечно далек от цивилизации.
В 90е годы положительному герою необязательно было обладать безупречным стилем и блестящими манерами. Достаточно иметь пылкое и отважное сердце.
Другой показательный пример – Рик О,Коннелл из фильма «Мумия». Роль главного героя досталась все тому же Фрейзеру. Его О,Коннелл не обуздан и диковат, немного вспыльчив. И между тем он мужчина, на которого всегда можно положится. Он не подведет в трудный момент. Проворно пронзит сердце врага пулей и переломит хребет хищнику сильными руками.
Надо сказать, Фрейзер никогда не прибегал к услугам дублеров, все рискованные трюки выполнял самостоятельно. Его вымышленный персонаж настолько полюбился зрителям, что последовало продолжение.
Именно такими видели положительных героев женщины 90х годов – одной рукой обнимает красотку, другой рукой душит змею.
Эпоха безвременья закончилась. Наступили стабильные 2000е. Пришло время положительных героев Тома Круза и Бреда Пита. Требования к главным героям ужесточились. Появился спрос на суперменов, умеющих не только метко палить из оружия и ловко карабкаться по небоскрёбам на страховочном тросе, но также знать этикет и внятно общаться на английском и других языках.
Итан Хант из франшизы «Миссия невыполнима»
Итан Хант в исполнении Тома Круза законспирированный агент, которому свойственны неизменные учтивость и харизма. Он интеллектуально развит, тонко разбирается во всем, к чему имеет предрасположенность.
Иметь семью и заботиться о ней героям не воспрещалось. Напротив, в кино это приветствовалось. Показательный пример - герой Бреда Пита в триллере Война миров Z. В этом фильме Питу досталась ролл Джеральда - следователя ООН. Мужчина делает все возможно и невозможное, чтобы уберечь супругу и детей от нападения зомби и последующего заражения неизвестным вирусом.
Идея, пропагандируемая в кино, стара как мир. Заводи семью, заботься о ней, оберегай детей своих и супругу от напастей. Это ли не истинное предназначение мужчины, который между тем и не супергерой вовсе.
В последние годы мужчины в кинематографе отошли на задний план. В нашумевших блокбастерах 2019 – 2020 годов главные герои - женщины. Достаточно вспомнить кинохиты «Птичий короб» и «Тихое место». По сюжету именно женщины встали на защиту семьи. Именно они спаслись и помогли другим выжить. Мужчины, изначально присутствующие по сюжету, тихо и мирно самоустранились.
Исключением можно лишь можно считать новый фильм Кристофера Нолана «Довод». В картине спасителем человечества выступил чернокожий мужчина.
Но это скорее исключение. Новое время потребовало новых экранных кумиров. И женщины пришлись как нельзя кстати. Время нынче такое. Особенное.