В Музее природы Печоро-Илычского заповедника, в числе других экспонатов, стоит чучело горностая. Приходят экскурсанты, понятно, что кроме названия им надо рассказать что-то интересное, название они и сами могут прочитать на этикетке. Первое, что приходит в голову при слове «горностай», это царские мантии, сшитые из шкурок этих небольших зверьков. У местных коми горностай считается зверьком-оберегом, который в своей жизни соединяет два мира – наш мир и подземный, у него зимой и окраска соответствующая, весь белый, а кончик хвоста чёрный.
В письменности слово «горностай» впервые встречается в Ипатьевской летописи в 1160 году и в «Слове о полку Игореве». Так же его называют на украинском, белорусском, чешском и словацком языке. Возникает вопрос: почему этот небольшой зверёк носит имя «горностай», не может же это быть простым набором звуков? Попробуем разобраться.
Названия многих куньих связано с культом солнца: хорь, харза, колонок. Праиндоевропейский корень ар…, ор…, ер…, трансформировался в «хор..», «гор…» в значении «солнце», «солнечный» и близкий ему «огонь». Отсюда слова «горн», «горница» (самая светлая украшенная комната в доме), «гора», «гарный хлопец» (красивый парень). Таким образом, первая половина в названии зверька («горн») связана с солнцем, небесным божеством. Второй корень "наст" связан со словом "настилать", "покрывать", "покрывало". Таким образом, название «горностай» можно расшифровать, как божественное, благородное покрывало. Цена шкурок горностая была очень высокая. Немногие даже богатые люди могли позволить приобрести такую роскошь. На некоторых иконах Богородицу изображали в накидке из горностаев.
У Леонардо да Винчи есть картина «Дама с горностаем», на которой изображена очень молодая женщина, которой всего 16 лет. В руках у неё горностай. Изображение этого зверька на картине совсем не случайно. Дело в том, что в Италии горностаю приписывалось способность охранять беременных женщин, а эта молодая дама была в положении.
И тут меня поразило: где находится Италия, а где Коми, но и там, и здесь воспринимали этого зверька, как оберег, защиту.