Руководитель организации чувствует, что начинает вязнуть в рутине ежедневных оперативных вопросов, отвлекаясь от разработки стратегических направлений. Передача части своих функций по управлению компанией наемному менеджеру – разумное решение проблемы. Однако, зачастую, случается так, что назначенный управляющий свои обязанности не выполняет. Кто виноват? Как правило, сам же глава фирмы…
Ниже "вредные советы", рожденные на практике наблюдений за хоязевами фирм.
1. Намекните всем, что новый начальник пока на испытательном сроке, и останется ли он в должности – покажет время.
Подобное заявление лишний раз утвердит сотрудников в уверенности, что топ-менеджеры уходят и приходят, а среднее звено остается. И раз так, то можно не торопиться воспринимать новую «шишку на ровном месте» всерьез.
2. Принимайте его подчиненных, как и раньше, по любым вопросам.
Что поделаешь, привычки менять сразу тяжело. Тем более, что человек с вопросом уже пришел, не выгонять же… Правда, потом, получив ответ или санкцию напрямую в высшей инстанции, «ходок» придет и снова – зачем размениваться на промежуточное звено?
3. Давайте указание сотрудникам через голову непосредственного руководителя.
После передачи большинства управленческих функций новому руководителю, у первого лица в непосредственном подчинении могут остаться только личный секретарь и персональный водитель. Соответственно, по идее, теперь все распоряжения необходимо отдавать через управляющего. Однако, это так неудобно. Гораздо проще приказывать напрямую. Кстати, и персоналу приятнее выполнять указания, принятые непосредственно от главы компании. Правда, зачем тогда управляющий?
4. Не позволяйте ему никого увольнять.
Риск потерять жизненные блага и интересы, которые заключает в себе работа, иногда является единственным фактором, удерживающим персонал в дисциплинарных рамках. И возможность уволить нерадивого сотрудника – серьезный управленческий рычаг. Стоит ли отдавать его в чужие руки? Поэтому, если к вам пришел управляющий с представлением об увольнении, например, менеджера по продажам, который систематически не выполняет свои функции, не торопитесь подписывать приказ. Можно просто посмеяться и сказать: “Ребята! Давайте жить дружно.” Однако, сразу после такого неожиданного исхода управляющего всерьез никто воспринимать не будет. А к менеджеру-разгильдяю присоединятся и все остальные.
5. Отменяйте его решения и приказы.
Управленческие решения нового руководителя могут сразу вызвать волну непонимания, раздражения и, даже, негодования среди персонала. Соответственно, к первому лицу сразу потекут жалобы на нового «тирана и самодура». И, если с какими-то распоряжениями управляющего вы тоже не согласны, сразу отменяйте своей волей. (Причем, совершенно не обязательно при этом ставить его в известность. Узнает уже по факту невыполнения.) А вам он должен спасибо сказать, что вовремя «подстраховали и удержали от резких шагов». Хотя, вряд ли впоследствии ему удастся такие «шаги» опять совершить – новые приказы уйдут в пустоту…
6. С удовольствием обсуждайте его с другими сотрудниками.
Новый сотрудник, а особенно руководитель, сразу становится предметом всеобщего обсуждения. Ему «приклеивают ярлыки», о нем пускают слухи, придумывают шуточки. Не в коем случае не пресекайте подобное поведение персонала. Наоборот, коммерческая фирма же не армия – можно и самому обсудить действия и посмеяться над собственным офицером-управляющим. Тем самым проявить солидарность с коллективом. Авторитету последнего это пойдет только на пользу.
7. Подчеркните его «скромность», выделив самое неудобное рабочее место, несоответствующее статусу начальника .
Вряд ли в организации есть резерв свободных кабинетов с соответствующей для руководителя мебелью и оборудованием. Соответственно, для создания рабочего места новому начальнику придется кого-то выселить, переместить и т.д. Но, как-то не хочется выгонять людей с насиженных мест. Поэтому, временно, разумеется, управляющего можно разместить в коридоре на расшатанном столе и достать ему из кладовки старенький компьютер. Ничего страшного, он ведь все равно главный. Это только в животном или уголовном мире статус определяется местом индивида. Там, конечно, вожак сидит на возвышении, а пахан – спит у окна. И в уголовной терминологии, место в коридоре или проходной комнате бы соответствовало месту… ну, вы поняли около чего. Но, здесь же коммерческая фирма. Поэтому, скромное рабочее место ни в коем случае не должно занизить авторитет руководителя в глазах подчиненных, сидящих за современными ноутбуками в отдельных кабинетах.
8. Потребуйте от всех сотрудников присылать вам персональные отчеты, помимо их непосредственного начальника.
Конечно, управляющий будет предоставлять вам отчет о работе компании в той форме и с такой периодичностью, как вы потребуете. Естественно, на основе отчетов всего остального персонала. Но, у вас может быть и своя система обработки информации. Поэтому, потребуйте от сотрудников периодическую отчетность лично перед вами. При этом совершенно необязательно, чтобы форма отчета перед главой компании совпадала с формой, требуемой от персонала управляющим. Ничего, заполнят обе, успеют. Тем более, что в этом случае вам отчет пришлют всегда, а управляющему – если останется время.
9. Назначьте персонал, который подчиняется и вам и ему одновременно.
Два руководителя одновременно у одного сотрудника? Ничего страшного. И вы, и управляющий будете вместе руководить (давать задания) некоторой части персонала. Например, секретарю куда-то позвонить, отправить письмо, или IT -специалисту что-то наладить, или экономисту рассчитать какой-то проект. Нормально. Вот, только давайте угадаем, чьи распоряжения они будут выполнять в первую очередь, а чьи автоматически переместят в «долгий ящик»?
10. Теми клиентами, которыми занимались сами, продолжайте заниматься и дальше (разумеется, прибегая к помощи персонала).
Совершенно не обязательно передавать ведение стратегических клиентов новому руководителю. Пусть, как и раньше, общаются с вами напрямую. Давайте им персональные условия и скидки без всяких согласований. Нового управляющего, ведущего единую политику работы с клиентами, это волновать не должно. Кроме того, непосредственную оперативную работу с «вашими» клиентами все равно ведут другие сотрудники. А то, что у вас с ними будут «свои дела», то это непосредственного руководителя волновать не должно.