Найти тему
Арт-дневник

Мир без людей, кофе, сигареты: Распорядок дня художников. Часть 3

Оглавление

И снова продолжаю рассказ о распорядке дня художников из книги Мейсона Карри «Режим гения» (ссылка на статью о книге и предыдущие две части будут в конце).

Джорджия О’Кифф, американская художница, прославившаяся, в частности, картинами с изображениями цветов

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

С 1949 года и до конца своих дней художница жила в пустыне, в штате Нью-Мексико. Проснувшись рано утром, она отправлялась на прогулку на полчаса. На своем участке она выискивала гремучих змей. Убивала их тростью. Кольца с их хвостов хранила в ящике и демонстрировала гостям.

Я люблю просыпаться на рассвете, — рассказывала Джорджия О’Кифф в 1966 году журналисту. — Собаки заговаривают со мной, я развожу огонь, обычно грею немного чаю, сажусь в постели и смотрю, как восходит солнце. Раннее утро — лучшее время дня, вокруг нет людей. Такая вот я добрая, предпочитаю мир без людей.

К 7:00 был готов завтрак: острый чили с чесночным маслом, яйца всмятку или глазунья, хлеб с повидлом, нарезанные ломтиками фрукты и кофе или чай. Если у художницы было настроение рисовать, она запиралась в мастерской до конца дня. В 12:00 прерывалась на обед. Но если же у нее не было настроения, она занималась домом и садом, разбирала корреспонденцию и общалась с гостями.

В другие дни, — говорила она, — торопишься выполнить все то, что, как тебе кажется, нужно для поддержания жизни. Сажаешь что-то в саду, следишь, как ремонтируют крышу, отвозишь собаку к ветеринару, проводишь день с друзьями… Эти занятия могут даже доставлять удовольствие… Но всякий раз торопишься с некоторым раздражением закончить их, чтобы вновь вернуться к живописи, потому что это — главное, и все остальное делаешь только ради этого… Творчество — будто нить, на которую нанизан смысл всего остального, из чего состоит жизнь.

Ужин обычно был в 16:30 и больше Джорджия не прикасалась к еде. Она ела рано, чтобы вечером отправиться в поездку по своим любимым местам.

Когда я думаю о смерти, то жалею только о том, что больше не увижу эту прекрасную страну.

Работы Джорджии О’Кифф, листайте галерею:

Бальтюс, французско-польский художник

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

Этот художник не любил сообщать свои биографические данные и предпочитал, чтобы его оценивали по работам. Завтракал в 9:30, потом изучал корреспонденцию. А дальше внимательно присматривался к утреннему освещению.

Это единственный способ понять, стоит ли браться за кисть, удастся ли нынче погрузиться в таинство художества, — пояснял он.

Поздно утром или даже после обеда художник уходил в свою мастерскую, расположенную на окраине соседней деревни. Постарев, он ходил с тростью. А в последние годы жизни его жена Сэцуко отвозила его в мастерскую в инвалидном кресле. Перед работой он читал молитву и несколько часов медитировал перед холстом. Бывало, что этим все и заканчивалось. То есть полотно оставалось нетронутым.

Я всегда курил за работой. Об этой привычке напоминают мне фотографии, сделанные в ранней молодости. Я интуитивно понимал, что курение углубляет сосредоточенность, позволяет мне полностью погрузиться в холст. Теперь, когда мой организм ослабел, я курю меньше, однако ни за что бы не отказался от изысканных мгновений созерцания с сигаретой в зубах до того, как вновь приступить к рисованию. И другие счастливые моменты — курение после еды и после чая. Графиня всегда оставляет сигареты на маленьком столике возле большого стола, за которым мы едим. Именно это, полагаю, Бодлер именовал “мгновениями счастья”.

В 16:30-17:00 художник возвращался в шале, где пил чай с фруктовым тортом, шоколадными пирожными и другими сладостями. Ужин был в 20:00. После него Бальтюс и Сэцуко смотрели кино в библиотеке: боевики, вестерны и оперы.

Работы Бальтюса, листайте галерею:

Энди Уорхол, американский художник, продюсер, дизайнер

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

Каждое утро, начиная с 1976 года и до 1987 года (то есть до самой смерти) художник звонил своей подруге Пэт Хэккет и рассказывал обо всем, что произошло с ним за предыдущий день. Поначалу Уорхол вел дневник для контроля доходов и расходов. Но он начал разрастаться, когда помимо счетов в него стали добавляться другие записи.

В предисловии к дневникам Уорхола, которые Хэккет опубликовала с сокращениями в 1989 году, она пишет о жизни художника в 1970-1980-е годы:

Будничная “рутина” была для Энди столь драгоценна, что он отклонялся от нее лишь в силу необходимости. Выдав мне по телефону свой “устный дневник”, он еще несколько раз говорил по телефону, принимал душ, одевался, спускался на лифте с третьего этажа своего дома в подвальную кухню, прихватив с собой двух обожаемых такс Арчи и Амоса, и завтракал вместе со своими домработницами-филиппинками, сестрами Ниной и Авророй Бугарин.
Затем он совал под мышку несколько экземпляров InterView и отправлялся на несколько часов по магазинам вдоль Мэдисон-авеню, заглядывал в аукционные дома, обходил квартал ювелиров в районе 47-й улицы и антикварные лавки Гринвич-виллидж. Он показывал владельцам журнал в надежде заполучить рекламу, раздавал номера поклонникам, которые останавливали его на улице, — ему нравилась возможность дать что-то людям, которые так расположены к нему.
До офиса он добирался между часом и тремя, в зависимости от того, планировался ли деловой обед или нет. Явившись, тут же доставал из кармана или из башмака мелочь и посылал кого-нибудь из младших в кондитерскую за углом купить сластей. За стаканом морковного сока или чашкой чая просматривал записную книжку, проверяя, какие мероприятия назначены на день и на вечер и кому надо позвонить. В это время он сам принимал входящие звонки и просматривал гору ежедневно поступающей почты, решая, какие письма, приглашения, подарки и журналы можно сложить в “капсулу времени”, как называли сотни коричневых картонных коробок размерами 25 х 45 х 35 сантиметров — их, наполнив, опечатывали, проставляли дату и уносили в хранилище, а на место заполненной коробки тут же подставляли пустую. Разве что одну сотую всех вещей, которые ему присылали, он оставлял себе или отдавал кому-нибудь. Все остальное отправлялось в коробку. Тем не менее, поскольку Энди интересовался всем подряд, эти вещи он тоже считал “интересными”…
В центральном холле он задерживался на час или два, беседуя с сотрудниками обо всем на свете — об их романах, диетах и кто где провел вечер. Затем он перебирался на подоконник с солнечной стороны, где у него под рукой находились телефоны и газеты, пролистывал журналы и отвечал на звонки, обсуждал дела с Фредом и Винсентом [Фред Хьюз и Винсент Фремонт — личный менеджер и главный менеджер офиса]. Наконец он перемещался в свою мастерскую в дальней части верхнего этажа возле грузового лифта и там рисовал, вырезал, перекладывал и комбинировал созданные образы вплоть до конца рабочего дня. Затем он усаживался с Винсентом и разбирал счета, болтал по телефону с друзьями, прикидывая маршрут на вечер.
Между 18:00 и 19:00, дождавшись, чтобы схлынул основной поток часа пик, он шел на Парк-авеню и там брал такси до дома. Дома он задерживался на несколько минут, “полируясь”, как он это называл: умывался, поправлял фирменную серебряную прядь и иногда — подчеркиваю, иногда — переодевался, но только в честь действительно “важного” вечера. Затем он проверял, вставлена ли в его камеру пленка. (С середины 1960-х до середины 1970-х Энди непрерывно записывал все разговоры, но ближе к концу 1970-х ему это надоело, и он записывал, лишь если видел в этом какой-то смысл, то есть предполагал, что реплики могут быть использованы в пьесе или киносценарии.) И вот он покидает дом — порой за вечер он успевал побывать на нескольких вечеринках, в другой раз ограничивался посещением кинотеатра и ужином. Но до сколь бы позднего часа он ни задержался, на следующее утро спозаранку я уже выслушивала очередной “выпуск дневника”.

Работы Энди Уорхола, листайте галерею:

Джексон Поллок, американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма

Источник: styleinsider.com.ua
Источник: styleinsider.com.ua

В 1945 году художник с женой Ли Краснер переехал из Нью-Йорка в деревню Спрингс на востоке Лонг-Айленда. Ли хотела вытащить мужа из бесконечных попоек, от которых не было спасения в городе. И действительно, без постоянных вечеринок он стал реже пить и чаще рисовать.

Вставал художник поздно, после 12:00. Спал почти по 12 часов в сутки. Чтобы никто не мешал его отдыху, с телефона снимали трубку. Около 13:00 Поллок завтракал — кофе с сигаретами. А затем удалялся в сарай, который превратил в мастерскую. Выходил оттуда в 17:00-18:00, пил пиво и вел жену на прогулку по берегу.

На ужин часто приглашали соседей или сами ходили к ним в гости. Соседей для общения выбирала Ли с точки зрения «подходящей компании» для мужа, оказывающей благотворное влияние.

Работы Джексона Поллока, листайте галерею:

Виллем де Кунинг, американский художник и скульптор, один из лидеров абстрактного экспрессионизма

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

Художник вставал в 10:00-11:00 и выпивал несколько чашек кофе. Затем рисовал до поздней ночи. Прерывался на обед или пришедших гостей. Если с работой что-то не ладилось, он не мог спать. Поэтому всю ночь бродил по улицам Манхэттена.

В 1942 году он женился на художнице Элен Фрид, но привычки свои не изменил. Вот что пишут биографы Марк Стивенс и Анналин Суон:

Обычно супруги просыпались поздно, их завтрак состоял из очень крепкого кофе с капелькой молока — в 1940-е годы холодильник все еще считался роскошью, и они держали молоко на подоконнике. Непозволительной роскошью был и телефон, он появился в их доме только в начале 1960-х. Де Кунинг занимал свой угол мастерской, Элен — свой, и начиналась работа, прерываемая лишь чашками крепкого кофе — де Кунинг кипятил его, как принято в Голландии, — да перекурами. Художники трудились за мольбертами допоздна, изредка позволяя себе поужинать в кафе или сходить в кинотеатр на Таймс-сквер, причем де Кунинг, фанатик работы, иногда после ужина возвращался в мастерскую и оставался там заполночь, пока Элен посещала вечеринку или концерт.

«Часто, проходя мимо, я видела, что свет в окне горит и работа продолжается, — вспоминала Маржори Лойкс, сестра Элен. — В казенном здании, где находились наши студии, после пяти вечера выключали отопление, но Билл продолжал работать, надев пальто и шляпу. Рисовал, позабыв обо всем, и насвистывал».

Работы Виллема де Кунинга, листайте галерею:

Продолжение здесь!

Как вам распорядки дня художников? Какой из них вам подошел бы больше?

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)

Вам также могут быть интересны статьи: