При восстановлении ламповых приёмников середины прошлого века, я практически не глядя, меняю все бумажные и электролитические конденсаторы на новые.
У такого подхода есть много противников - я часто слышу критику в свой адрес : "это извращение! Оставь родные, не порти раритет!"
Конечно при восстановлении старой ламповой техники хочется максимально сохранить исходный, исторический облик.
Однако в зависимости от задачи, поставленной заказчиком, кроме внешнего вида требуется ещё и восстановить функциональность.
Человек хочет не только смотреть на приёмник, но и слушать его.
В этом случае, к сожалению, приходится удалять старые больные детали. За 70 лет бумажный диэлектрик конденсаторов утратичивает свои свойства.
Чем это грозит?
1) пробой диэлектрика в конденсаторе фильтра питания может привести к разрушению этого элемента, а также и некоторых соседних. Да, они иногода взрываются.
2) когда у конденсаторов, стоящих в цепи сеток ламп появляется утечка - это сильно меняет напряжение смещения и может привести к выходу из строя самой лампы.
3) Утечка в конденсаторах, расположенных в цепях регуляторов тембра и обратной связи делает АЧХ звукового тракта непредсказуемой. Это примерно как резистор подключить параллельно конденсатору.
Электрические измерения.
У конденсаторов кроме основных параметров, таких как ёмкость и номинальное напряжение, есть ещё:
- тангенс угла диэлектрических потерь,
- эквивалентное последовательное сопротивление (ESR),
- сопротивление изоляции(диэлектрика)
- ток утечки (при номинальном напряжении)
- собственная индуктивность
и некоторые другие параметры.
У бумажных (КБ, МБМ, БМТ) и электролитических конденсаторов с течением времени заметно ухудшается сопротивление изоляции, а следовательно, возрастает ток утечки.
На фото выше - сравнение сопротивления изоляции конденсаторов:
слева - конденсатор МБМ 1976 года выпуска, справа современный китайский плёночный конденсатор.
Видно, что этот параметр различается в десятки тысяч раз!
Рекомендуется производить измерение напряжением близким к номиналу конденсатора, но не превышающим его. У моего мегаомметра только 3 ступени напряжения - 500, 1000 и 2500 вольт. Для конденсаторов на меньшее напряжение можно собрать вот такую измерительную схемку:
Увеличение ёмкости
По мере высыхания бумаги, диэлектрик становится тоньше, а следовательно, ёмкость - больше. И иногда даже в полтора раза.
Если такой конденсатор стоит в частотозависимой цепи - изменение ёмкости может повлиять на АЧХ данной части схемы.
Исторический облик можно сохранить
Многие реставраторы давно практикуют изготовление "подделок" - размещение современного конденсатора внутри корпуса от старого.
Самое главное - определиться, что и для кого мы делаем:
Если мы делаем экспонат для музея, который никто никогда не включит в сеть - правильнее будет оставить оригинальные компоненты; в остальных случаях - можно позволить себе новодельные детали.
Более того, маскировка современных компонентов нужна только тогда, когда эти детали видны. Если же это деталь в подвале шасси, и при снятии задней крышки её не видно - пропадает смысл в подобной маскировке.
А что вы думаете по поводу использования современных компонентов в раритетных ламповых приёмниках и радиолах?