Найти тему
Изучаю людей

Эти противные свистящие

Логопеды поймут. Свистящие звуки - С, Сь, З, Зь, Ц - если в речи ребенка нарушены они не одни, согласно классическим учебникам должны исправляться первыми. Почему? Потому что первыми появляются.

Малыш сначала учится произносить звуки так называемого раннего онтогенеза - Б, П, В, Ф, Г, К, М, Н, Т, Д. Конечно, если нарушены и эти звуки (а так тоже бывает) - логопед в первую очередь берется исправлять именно их. Но если нарушены свистящие и шипящие, то, согласно учебникам, именно со свистящих нужно начинать, потому что после звуков раннего онтогенеза появляются именно они. А за ними вслед уже - шипящие, Л и Р.

Со свистящих надо начинать... И свистящими же часто приходится закончить. Так как эти звуки очень "вредные". Они чаще искажаются, чем заменяются, и искажения эти на слух вполне уловимые, но трудно ребенку объяснимые. Вроде бы С. Но хлюпающий, тяжёлый, неприятный. Ну и что ты ребенку скажешь? Тяжёлый и неприятный он у тебя? Очень понятно.

Это первая сложность, с которой приходится столкнуться. Вторая - в артикуляционной позе, которую должны принять губы и язык, очень много тонкостей.

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. 

Видите, сколько всего. Щели нет - звук другой. Желобка нет - звук некачественный. Боковые края провисли - вообще ужас что вышло. Иногда начнёшь со свистящих, потеряешь терпение, шипящие поставишь. И Л. И уже Р. А свистящие так и недосвищивают, так и слышны в речи. Иногда требуются годы. Именно поэтому лично я со свистящих начинаю, но на них не сижу, иду дальше. Ставлю свистящие - и параллельно все остальное.

Поэтому, дорогие родители - слыша вроде бы незначительное странное в свистящих звуках у ребенка - настраивайтесь все же на долгую и упорную работу.

Обо мне - Мордашова Ольга, специалист по речевому развитию детей. Логопед, дефектолог, нейрологопед, АВА-инструктор, онлайн-куратор. На ваши вопросы по развитию ребенка с радостью отвечу в Инстаграме

https://instagram.com/ne_tolko_logoped