Найти тему
Рядом с детьми

Дисциплинирование детей 100 лет назад и более (часть 2)

В школах России телесные наказания были в основном отменены к концу XIX в. А вот во многих странах ныне либеральной Европы были распространены еще долго.

telegraph.co.uk
telegraph.co.uk

Позже всех – в 2003 г., они были отменены в частных школах Северной Ирландии (Великобритания).

В школах многих развивающихся стран, стран Персидского залива и даже некоторых штатов США они существуют и поныне.

Вообще поднимать руку на детей, в том числе их родителям, законодательно запрещено в большинстве стран Европы и некоторых странах Африки и Америки, а также в Израиле.

В Китае же, странах Юго-Восточной Азии, Индии и Пакистане порка до сих пор рассматривается как самый обыкновенный способ воспитания подрастающего поколения и особо никого не смущает. Даже если родители «по всем правилам» зададут ребенку взбучку прямо на улице, скорее всего, прохожие просто пройдут мимо, а полицейские лишь покачают головой и посоветуют не воспитывать детей слишком строго.

Как и сегодня, в старые времена слишком расшалившихся детей ставили в угол. Только делалось это чаще, чем в наше время, и углом «усмиряли» не только маленьких детей, но и подростков. За плохое поведение дети могли оказаться в углу как дома, так и в школе. Часто угол служил «дополнительным» наказанием для тех, кто перед этим подвергся порке, или же наоборот: в углу провинившийся ожидал, пока проходили приготовления к наказанию розгами.

pinterest.com
pinterest.com

Широко распространенным было наказание, когда провинившегося ставили в угол на колени на рассыпанный по полу горох или иной жесткий зернистый продукт (например, крупную соль): стояние так подолгу было очень некомфортно и в конце концов, как говорили тогда, «смиряло дух».

Иногда также проштрафившегося ребенка заставляли стоять в другом неудобном положении (на одной ноге, с тяжелым предметом в руках, согнувшись в три погибели и т.п.). К слову сказать, в школах некоторых стран Азии это и поныне широко практикуется.

В России и Европе наказание углом применяется сегодня, как правило, к детям, которые еще не достигли сознательного возраста и не научились «бойкотировать» угол, просто отказываясь вставать туда или выходя оттуда, когда взрослые отвернутся.

В старое время ребенка, который не хочет оставаться в углу, могли там просто привязать, причем это применялось даже в аристократических и интеллигентных семьях, которые первыми и «схватывали» педагогические и либеральные новаторства.

Сегодня, скорее всего, такой способ «усмирения» непослушных детей даже в трудно расстающейся с традиционными привычками России сразу же будет расценен как жестокое насилие, но тем не менее, его совершенно без всякого негатива, как нечто обыденное описывает представитель древнего княжеского рода Владимир Федорович Одоевский в своем рассказе «Игоша» (1833).

из Википедии
из Википедии

В былое время детей не только ставили за чрезмерное баловство в угол, но и запирали в отдельной комнате или подсобном помещении. В знатных, богатых семьях это могла быть просто одна из комнат в доме, как правило, нежилая, или кладовая.

Детям из простых семей, в жилище которых не было лишних комнат, везло меньше: их запирали в гораздо менее комфортных помещениях вроде сарая или погреба.

Обычно детей держали взаперти час – два, до искреннего или притворного раскаяния, но некоторые особенно строгие родители, или если детский проступок был особенно значителен (например, кража), провинившегося оставляли за запертой дверью как в истинном карцере – на день или даже несколько дней, только принося ему еду и питье.

Применялась такая дисциплинарная мера и в некоторых школах, особенно с пансионами (где ученики не только учились, но и жили, в родительский дом возвращаясь на каникулы), а в элитных государственных учебных заведениях оборудовались настоящие карцеры.

В сельской местности в летнее время провинившихся детей родители могли не впустить ночевать в дом: оставить на улице или отправить спать в те же сарай, кладовую, баню или хлев. Ну, и во все времена на селе в качестве дисциплинарной меры применялась загрузка детей дополнительной или неприятной (например, такой как чистка хлева) работой по хозяйству.

pinterest.com
pinterest.com

Распространено было в старое время и оставление детей за провинности без вкусной еды или вовсе без обеда (ужина). Сладостей на обед обычно лишали в знатных и интеллигентных семьях. В простых, где и нравы были суровее, и сладости не так часто водились, детей за серьезный проступок вовсе могли не накормить днем или вечером.

Эта же мера была весьма распространена в учебных заведениях по отношению к нерадивым ученикам. Широко известен эпизод из повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (1826; кстати, первого в России литературного произведения для детей, написанного конкретным автором), где учитель распорядился выдавать ученику только хлеб и воду, пока тот не выучит весь заданный материал.

В старых европейских школах детей, которые вели себя плохо, заставляли в течение учебного дня или даже нескольких учебных дней носить либо табличку на шее с указывающей на проступок характеристикой («сорванец», «неряха» и т.п.), либо колпак с приделанными полосками в виде ослиных ушей.

На колпаке надпись "придурок" (medium.com)
На колпаке надпись "придурок" (medium.com)

Открыто противились попыткам наказать их дети старины редко: это практически неминуемо повлекло бы ужесточение наказания в разы. В строгой патриархальной среде иногда еще существовала традиция, когда наказанный ребенок должен был поблагодарить родителя или наставника «за науку». А также в некоторых семьях встречался обычай, когда ребенок после наказания должен был каким-нибудь шутливым словом или жестом изобразить веселость, даже если ему в тот момент было на самом деле не до веселья.

Конечно, для призвания детей к послушанию применяли в старину и увещевания, а не только наказания. Обычно взрослые, наставляя детей, апеллировали к религиозным текстам, предписывающим послушание родителям и наставникам. Самым маленьким рассказывали страшные сказки о том, как плохо кончили их строптивые персонажи, не пожелавшие слушаться старших и опытных. В награду за хорошие поведение, учебу, помощь по хозяйству детей тоже и хвалили, и делали им подарки, и позволяли какие-либо в обычное время недоступные развлечения. Но наказание за нарушение установленного порядка было более неотвратимым, чем поощрение за его соблюдение.

На гравюре изображена деревенская школа XIX века в Германии: мальчик в колпаке с ослиными ушами, второй - в неудобном положении опирается коленями на острый край чурки (opac.bbf.dipf.d)
На гравюре изображена деревенская школа XIX века в Германии: мальчик в колпаке с ослиными ушами, второй - в неудобном положении опирается коленями на острый край чурки (opac.bbf.dipf.d)

В странах, удаленных от Европы и России, существовали, а кое-где и сейчас существуют, также местные, если можно так выразиться, «экзотичные» методы дисциплинирования детей. У многих индейских народов Северной Америки считается плохим тоном поднимать руку на ребенка. В их среде сильно расшалившихся детей, не реагирующих на словесные замечания, усмиряли, обливая холодной водой.

В тропических странах Африки и Азии некоторые родители провинившихся детей заставляют голышом стоять на муравейнике (тропические муравьи жалят гораздо больнее европейских), а в Южной Азии также – под палящим солнцем или проливным дождем.

Однако не стоит думать, что люди старого времени были слишком безжалостные или не любили своих детей. Суровым было само это время. Большинство населения жило тяжелым физическим трудом, подчас опасным. Не было такой развитой медицины, как сейчас. Не было передовых производственных технологий. Люди зарабатывали свой хлеб, тяжело вспахивая и засевая землю без всяких машин, потом охраняя посевы от засухи и вредящих им животных, затем пожиная и обмолачивая выращенное зерно, потом перемалывая его в муку. На полях время от времени случался недород из-за неожиданно плохих погодных условий, скот мог массово падать от заразных болезней, которые никто не умел лечить.

Богатство тоже наживалось не просто так: путем долгих, тяжелых и рискованных торговых операций, рачительного ведения хозяйства, добросовестной государственной службы.

Чтобы выжить в таких условиях и не оказаться на обочине дороги, людям нужны были взращенные сызмальства строгая внутренняя дисциплина, умение не вестись на поводу сиюминутных желаний, трезвый взгляд на текущую обстановку, трудолюбие и ответственность. Потому прошлым поколениям приходилось быть гораздо строже со своими детьми, чем нынешним: все знали, что с детства не приученный к твердому порядку человек обречен на плачевную судьбу. И сегодня можно заметить, что люди, добившиеся жизненных благ тяжелым и рискованным трудом, участвовавшие в войнах или спасавшиеся от социальных бедствий обычно более строго воспитывают своих детей, чем люди, чья жизнь всегда была достаточно благополучной. И по этой же причине современные либеральные традиции воспитания почти не приживаются в развивающихся странах, где быт большинства населения по-прежнему основан на нелегком и упорном труде.

pinterest.com
pinterest.com

Спасибо, что дочитали до конца!🙂

Поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". 📝Позитивных дней!🌞 Заглядывайте: каждый день новая публикация.

Первая часть ЗДЕСЬ

-8

Если вы зарегистрированы в соцсетях, то добро пожаловать в мои группы:

💠 ВКонтакте

💠 Одноклассники

💠 Instagram

💠 YouTube

Если ваш ребенок еще не умеет читать, я научу его. Всего пяти минут хватает, чтобы запомнить букву на онлайн-уроке. Причем, заниматься малыш может самостоятельно, без участия родителей. Перейдите на урок по ссылке: Подготовка к школе онлайн с Юлией Артеевой

-9

Авторское право защищено ©Рядом с детьми