Канал Canal+ выпустил отличный исторический детективный сериал «Парижская полиция 1900», в котором нет места так называемой «прекрасной эпохе». Только ложь, желчь и насилие. Кстати, сценаристом в проекте выступил Фабьен Нури – один из создателей скандальной и вроде бы запрещенной в России комедии «Смерть Сталина».
В сериале Франция вот-вот перешагнет рубеж веков, но мысли обитателей Парижа точно не связаны с календарем. Всех интересует скандальное «дело Дрейфуса», о котором не так давно снимал кино Роман Полански. Офицер с заслуженным прошлым и хорошим статусом, и еврей по происхождению, был признан судом немецким шпионом и отправился отбывать наказание на Чертов остров. Теперь французская столица стала полем битвы для антисемитов, анархистов, сторонников Республики и прочих социально-политических движений. Полиция пытается остановить беспорядки, но анархия лишь усиливается после того, как в водах Сены обнаруживают чемодан с расчлененным телом женщины. Расследование преступления ведет к государственной тайне.
Исторические детективы, выдуманные или основанные на реальных событиях, для телевидения всех стран уже не новости. «Табу» с Харди, «Улица Потрошителя» с Мэттью Макфэдьеном, даже «Перевал Дятлова» тут подойдет. Но «Французская полиция» нечто совсем другое, это такое вот сложносочиненное полотно, в котором везде мерещатся персонажи Эмиля Золя и Виктора Гюго. Разруха и запустение тут шагают рука об руку с появлением новых методов криминалистики и телефонов в каждом крупном учреждении. Грязные улицы, залитые помоями, лишь подчеркивают стильные одежды, шляпы, трости и платья скользящих по ним парижан. Это настоящая эстетика ужасного. Колоритно и безукоризненно точно.
Героев тут великое множество, но им в кадре вовсе не тесно. Каждому нашелся свой сценарный поворот. Само собой, многие из них не доживут до финала этой восьмисерийной медленно развивающейся, но изящной драмы, стартующей с манифеста «Я обвиняю» и финиширующей помилованием Дрейфуса и его возвращением в родной дом. Кто-то в сериале слишком «правильный», кто-то заурядно злой и изворотливый, кто-то чрезмерно хитер, а кто-то чудовищно глуп, но эта шаржевость не бросается в глаза, а лишь позволяет больше проникнуться духом эпохи.
«Французская полиция» хочет решить сразу две задачи – держать напряжение как подобает детективу и при этом быть максимально исторически честной. Ясное дело, что идеально справиться с обеими задачами было почти нереально, но попытка засчитана. Перед нами просто хорошо сшитая история разных людей в одной стране, имеющая полное право даже на второй сезон.
Дмитрий Гинкель
P. S. Еще больше текстов автора читайте в телеграм-канале «Первый ряд»