Роскошные отели и заброшенные деревни.
Из аэропорта в Беслане отправляйтесь в самое близкое к Владикавказу ущелье (и самое обжитое) – Куртатинское. Найти для этого авто не составит проблем: по вашему прилете в Северную Осетию аэропорт обступит толпа таксистов, для каждого из которых вы станете «дорогим», «уважаемым», а в некоторых случаях и «родным». Другой способ уехать в горы – «Яндекс.Такси». Да, каршеринг еще не добрался до Северного Кавказа (как объясняют местные, потому что уже на следующий день все новые KIA были бы разобраны на запчасти), но федеральная служба такси здесь работает отлично. Ваш конечный пункт на сегодня – поселок Верхний Фиагдон и один из современных отелей этих мест. Арт-отель «Фиагдон» находится вблизи святилища Мады Майрам (туда приезжают женщины, чтобы просить Бога о счастливом браке или продолжении рода; в качестве подношения они оставляют на деревьях разноцветные лоскуты). Forrest Terrace возвышается на въезде в солнечную долину ущелья, и построен отель на базе советского санатория «Металлург». Наконец, санаторий-профилакторий «Роза ветров» стоит на берегу реки, а с его открытой террасы на шестом этаже и из панорамных окон виднеется осетинское селение XIV века Цимити. Кстати, по утверждениям любвеобильных таксистов, владелица последнего санатория – не кто иная, как Алина Кабаева. Но управляющие «Розой ветров» только смеются над этими догадками (но так неловко, как будто это чистая правда).
Что делать?
Подняться в горы к комплексу Цимити. Важное замечание для туристов / защитников животных: в разваливающемся бараке на входе в комплекс постоянно ютятся бездомные щенки алабаев; местные приносят их сюда, а путешественники увозят с собой. Прихватите из отеля несколько кусков пирога или купите в одном из магазинов сосиски, чтобы покормить животных, а затем отправляйтесь далее – выше в гору – к окраине поселения, где стрелами из холмов торчат склепы и сторожевые башни. Забраться в последние будет непросто (и опасно): осетины устанавливали вход в башни высоко, чтобы туда было труднее забраться врагам. В чем смысл этих построек? При приближении противника сторожи разжигали на башнях костры, дым от которых был виден в других поселениях ущелья.
Чем питаться?
Осетинские пироги: с мясом, свекольной ботвой и листьями, а также с осетинским сыром. Кроме того, в феврале и начале марта – сезон сбора черемши; пирог с ней называется давонджын.
День 2-й
Город мертвых, термальный курорт и источники-источники-источники
Если вы остановились в «Розе ветров» – проведите утро в бассейне, из которого открывается вид на горы, а затем отправляйтесь на массаж в санаторную часть комплекса; сидеть сегодня вам придется много. Первый пункт на день – добраться до знаменитого города мертвых в Даргавском ущелье . Дорога из Фиагдона петляет в горах, ровной трассы тут не предвидится с час или два пути, а единственный фрагмент современного шоссе – это километр на подъезде к городу мертвых. Даргавс – это комплекс склепов, построенный в XIV–XVIII веках. Главная байка об этих местах звучит так: в чумные времена те, кто чувствовал приближение смерти, приходил в могильники и доживал тут последние дни. На деле же все прозаичнее: по одной из гипотез, из-за малоземелья горную почву лишний раз старались не использовать для погребений; кроме того, обустройство катакомбных могильников в скалах занимало много времени. У города мертвых начинается развилка: или вы возвращаетесь в Куртатинское ущелье, или же путешествуете дальше – в Кармадонское (то самое, где в 2002 году произошел сход ледника Колка). Кроме этого, отсюда открывается дорога к Мидаграбинским водопадам (самым высоким в Европе), но зимой каскады замерзают и превращаются в обычную наледь.
Что делать?
Возвращайтесь дорогой в Фиагдон и остановитесь у качелей, установленных на вершине одного их холмов – это главный вьюпоинт Куртатинского ущелья. Далее отправляйтесь на автомобиле в сторону Владикавказа с остановками у «Тропы чудес» (зоопарка с медведями и леопардом) и обрыва кровников (тут у горной расщелины установлена скульптура хрустального барса). У последнего пункта, как и почти у всего в Северной Осетии, есть легенда: как-то с этого места охотник увидел человека, попавшего в беду (его тело свисало над пропастью); в лице бедолаги джигит узнал своего кровника и спас его. После описанных событий мужчины перестали быть врагами и в честь примирения вонзили меч в один из ближайших к обрыву валунов. Далее ваша дорога уходит в сторону селения Верхний Бирагзанг . Там функционирует термальный комплекс с тремя бассейнами. В первом естественная температура воды достигает +38 градусов, во втором +37, а в третьем – +18. В зависимости от месяца температуры меняются. Не забудьте прихватить с собой полотенце, тапки и чехол для айфона.
Чем питаться?
Мы не рекомендуем устраивать в горах водное голодание, но во второй день вы действительно проезжаете несколько целебных источников. В Фиагдоне это Тбау, вблизи Бирагзанга – тамискские минеральные источники (сероводородные, от этого вся округа вблизи скважины наполняется незабываемым ароматом тухлых яиц).
День 3-й
Заброшенные шахтерские поселения
Выезжайте на Транскам и направляйтесь в сторону границы России с Южной Осетией, но на подъезде к селу Мизур приготовьтесь свернуть направо. Вы въезжаете в некогда шахтерский центр Северной Осетии. В середине прошлого века тут началась добыча свинца и цинка, а занимались ею бельгийские исследователи. Они же построили в ущелье маленькие и уютные трехэтажки из речного камня, повыше в горах – финские домики, но после распада Союза шахты было решено закрыть. А после наводнений, вызванных сходом ледника Колка, села Садон, Галон, Нижний и Верхний Згид опустели. Местные шутят: прежде Галон был крупным промышленным поселением, метившим на звание города, а теперь там снимают фильмы о войне и конце света. Судьба Садона сложилась лучше (не знаем, связано ли это с тем, что в селе родился президент республики): клип Miyagi и Эндшпиля Yamakasi снимали как раз здесь.
Но цель путешествия находится дальше – на высоте 2050 метров. Верхний Згид – село, в котором живут на постоянной основе лишь 30 человек. Хотя полвека назад население этого места переваливало за десять тысяч. Жители Згида называют свою родину долиной солнца – за то, что осадки обычно не забираются так высоко в горы. Остановиться тут можно в хостеле «Згидская панорама» или забронировав один из деревенских домов. Но будьте готовы забыть о том, что такое сервис Фиагдона. Душевая и туалет – на улице, в морозы вода в кране замерзает, а чтобы согреть дом – придется растапливать печку. Зато в арендованном домике есть аккордеон, телевизор, пледы и куча дисков с индийскими фильмами. А если вам захотелось почитать – отправляйтесь в заброшенную згидскую школу и ищите кабинет, бывший библиотекой.
Что делать?
Исследовать горы вокруг и дома, оставленные жителями, кататься на лошадях. В 2021 году по приказу президента Северной Осетии в Згиде начнут строить туристическую деревню, и от одинокого очарования этих мест может уже ничего не остаться.
Чем питаться?
В Верхнем Згиде нет магазинов и ресторанов. По дороге сюда остановитесь в Мизуре и заскочите в местный магазин. Лапшу, каши, чай в следующие несколько дней вам, скорее всего, придется готовить на костре.