Интервью с владелицей агентства праздников и автором жёсткого блога на Дзене.
Когда читаешь блог Оли Тихоновой, немного ёжишься. Педагог по образованию и организатор праздников по профессии, Оля довольно резко пишет о проблемах с детьми, родителями и бюрократией. Я ценю её блог за прямолинейность: здесь можно найти статьи о проблемах, которые не принято обсуждать.
▶️ Досье от первого лица
Я – организатор и ведущая мероприятий, а также автор канала Оля Тихонова. Мой канал – личный блог, где я пишу о событиях своей жизни. Поскольку большое место в моей жизни занимает работа, то подавляющее число статей касается именно этой темы – работы учителем, аниматором, организатором праздников.
Лица ДЗЕНА: Оля, вы занимаетесь организацией детских праздников. Как вам пришла в голову идея погрузиться в этот сложный бизнес?
Оля Тихонова: Для педагога выбор был не велик. Организация мероприятий, пожалуй, единственный бизнес, который предполагает работу с большим количеством детей за хорошие деньги.
Есть ещё варианты – создание частной школы, организация детского отдыха. Но они слишком сложные, поскольку находятся под пристальным вниманием государства, регулируются огромным количеством законов, а также требуют очень больших финансовых вложений на старте.
ЛД: С чего начинается праздник? Со сценария?
ОТ: У нас нет сценариев. Сценарии – это в театре, их пишут драматурги. У нас есть примерный сценарный план, условный сюжет.
Праздник – не спектакль, а непосредственное (в личном контакте) взаимодействие с ребенком (детской группой) в рамках игровой деятельности; поэтому программа строится как набор игровых активностей согласно правилам динамики игровой деятельности, психологических особенностей детского возраста в соответствии с правилами и законами игровых технологий.
В советское время серьезные специалисты занимались исследованием и разработкой игровых технологий. Сегодня психолого-педагогическим изучением игры не занимается никто. Но остались советские книги, учебники, методические пособия для воспитателей, вожатых – на них мы опираемся при разработке программ.
Все наши программы рождаются на площадке во время реальной работы с реальными детьми. Ни одна программа не выдумывается из головы – это был бы по определению мертворожденный ребенок.
Сначала есть замысел, под который подбирается реквизит и игровые активности, с этим замыслом мы выходим на праздник. А дальше начинается длительный процесс отбраковки реквизита, отбора активностей (в зависимости от реакции детей), и т.п.
До своего окончательного состояния программа "растёт" около шести месяцев, года. Всё зависит от того, сколько у нас будет возможностей её играть (чем чаще я буду продавать эту программу, тем быстрее она "вырастет").
Да, мы продаём программы, которых ещё нет (вначале есть только костюмы, редко декорации).
ЛД: Что стоит за праздником? Для клиентов это музыка, танцы, счастливые лица. Но, глядя после веселья на уставших аниматоров, понимаешь, что за этим стоит огромный труд. Расскажите, из каких "запчастей" складывается самый простой детский праздник – день рождения?
ОТ: Я не знаю из каких "запчастей" складывается праздник у коллег, а у нас так:
- Я принимаю заказ и веду клиента до даты Х – дня мероприятия. Веду клиента – это значит: ищу площадку для мероприятия; отправляю фото, видео, описание разных программ по возрасту (иногда до 150 фотографий); консультирую по программам и помогаю определиться с выбором; согласовываю оформление (иногда вплоть до цвета каждого надутого шарика); обсуждаю и записываю индивидуальные пожелания, опасения; решаю проблемы, которые возникают у клиента с площадкой, кондитером, фотографом, гостями, ребенком, мужем… В общем, делаю всё для того, чтобы праздник состоялся, несмотря ни на какие обстоятельства.
- За три, иногда за пять-восемь часов до начала праздника (в зависимости от сложности программы) начинаются погрузочные работы. Бывает, что мы грузим больше 100-150 кг реквизита на одно мероприятие (специальных людей для этого нет, всё делаем сами).
- Выезжаем на праздник с таким расчётом, чтобы быть на площадке за 1,5-3 часа до начала мероприятия. Если программа простая - достаточно часа, чтобы разгрузиться и выставиться. Полная готовность - за 30 минут до начала. В этот момент мы переодеты и готовы встречать самых ранних гостей. Если программа сложная - нужно выставлять декорации, дуть шары и так далее, приезжаем за три часа. Специальных людей – оформителей – мы приглашаем только в том случае, если бюджет на оформление превышает 15 000 р., бюджеты меньше осваиваем сами.
- Проводим праздник, длительностью от одного до трёх часов. Даже если я не работаю в образе, я помогаю аниматорам. Переодеть ростовую куклу, вытереть лужу после мыльных пузырей, подать-убрать реквизит, проконтролировать кухню, подстраховать в случае критической ситуации и так далее.
- Затем около часа (иногда двух) мы собираем реквизит, демонтируем декорации, грузимся.
Примерно 1,5 часа уходит на дорогу обратно, минут 30-40 на разгрузку реквизита одной программы.
В день мы берем от одного до четырёх праздников. Для нас важно грамотно расставить интервалы с учетом дорожной ситуации и этажности площадок, а также возможностей парковки; продать праздники на удобные (в первую очередь для нас!) площадки; учесть время опоздания гостей, задержки кухни с горячим, и т.п.
Периодически я награждаю себя орденом «Гений Логистики»! В тех случаях, когда удается продать 2-3 праздника одного дня на одну площадку или одну и ту же программу на три праздника в день.
ЛД: Какие праздники вы любите больше всего?
ОТ: Больше всего люблю массовые праздники, где от 50 до 150 человек детей. После таких праздников есть ощущение "поработал".
ЛД: Во время праздников вам приходится разруливать неформатные ситуации. Часто такое бывает?
ОТ: Часто. И об этом я пишу. У меня много статей, связанных с различными происшествиями во время мероприятий (поведением сотрудников площадки для праздника, приглашенных артистов, гостей, детей). Для ситуаций, связанных конкретно с поведением детей, у меня в блоге есть специальная рубрика «ОНИЖЕДЕТИ». В ней десять статей.
❗️ Примечание: В статье, которую предложила Оля, содержится неформатное для Дзена слово, но вы можете найти её у неё на канале. Все статьи из этой рубрики цепляют.
▶️"ОНИЖЕДЕТИ" или мальчик-умнее-всяких-книг
▶️"Онижедети" или дети-заложники в богатых семьях
▶️ "Онижедети" или мальчик-шезлонг и мальчик-зонт
ЛД: На празднике важна каждая мелочь важна. Я читала, как вы мучались с изготовлением раздаточных материалов на одном из праздников. Расскажите, часто ли приходится создавать для праздника разные необычные штуки, сколько места занимает праздничный антураж и где его хранить?
ОТ: Для хранения реквизита и оборудования у нас есть склад 40 м кв.
Индивидуальных раздаточных материалов на праздник мы не делаем, то, о чём вы читали – это единичный случай, и связан он с разработкой новой программы (этап создания и отбраковки реквизита). А вообще мы стремимся избегать "необычных штук"- это страшный сон!
Я всё-таки пытаюсь делать бизнес, а не няшную "околодельную" женскую чепуху. А бизнес – это регламенты и стандарты.
Мы стремимся к стандартизации: праздник должен быть таким, чтобы клиент мог позвонить утром и заказать праздник в обед, с детьми любого возраста, в любом количестве, на любой площадке.
Когда вы делаете 30-50-100 (и более) праздников в месяц, вам не придет в голову готовить индивидуальную раздатку для каждого праздника – это лишние циклы, которые повышают стоимость праздника для клиента, а сам праздник не улучшают ни на грамм .
ЛД: Глядя на ваши фото в костюмах, думаешь, что для проведения праздников нужно быть немного актрисой. Вы любите перевоплощаться? Какие костюмы и роли Вам нравятся больше всего? Слова для себя сами пишете?
ОТ: Нет, я не люблю перевоплощаться, это просто работа. Да, у меня есть какие-то скромные способности и демонстративность, необходимые для работы на площадке ("сцене"), но праздник - всё-таки не театр.
Мы не пишем слов, как и сценариев. Все слова рождаются на площадке в диалоге с детьми, согласно замыслу. Удачными мы считаем реплики, которые точно передают инструкцию, мотивируют детей на конкретную активность, задуманную нами, поддерживают сюжетную линию.
Такие реплики мы оставляем, закрепляем в программе. Но мы не говорим по сценарию; общение аниматоров с детьми – это живой ситуативный диалог.
ЛД: У вас на канале много статей об отношениях с персоналом. Как я понимаю, Вы – требовательный руководитель. Расскажите, где вы берёте сотрудников и как их обучаете? Есть надежные ребята, которые выручат всегда? Сколько вообще нужно людей в постоянной команде?
ОТ: Для этого бизнеса людей не нужно нисколько, если речь идет о том формате, в котором я существую сейчас. На сегодняшний день весь бизнес я переформатировала в самозанятость, поскольку планирую закончить "праздничную" историю в ближайшие 2-3 года. Чтобы зарабатывать в таком формате не очень большие деньги (300-500 тысяч рублей в месяц) достаточно пары м+ж (мужской и женский персонаж). У меня она есть.
Дополнительные люди на постоянную работу нужны только тогда, когда ты создаешь стационарную площадку (парк развлечений, игровую комнату). Когда у меня была игровая комната, то было 8 постоянных сотрудников. После закрытия игровой постоянных сотрудников на зарплате не требуется.
Все праздники сегодня мы делаем вдвоём. Если необходим третий-четвертый-седьмой человек на площадке, просто приглашаем аниматоров со стороны, которых мы либо учили когда-то, либо видим в первый раз. По большому счёту, уровень их подготовки не имеет значения, потому что они – "мебель" на площадке.
Они практически ничего (за редким исключением)не могут делать самостоятельно на таком уровне, который я считаю достаточным. Точнее, у них нет специальных навыков на таком уровне, чтобы их можно было продавать*). Они не поют, не играют на музыкальных инструментах, не артистичны и не могут сделать шоу, не имеют понятия об игровой технологии, не знают детской психологии даже в теории, ничего не знают о природе юмора (тем более детского), не умеют показывать фокусы. Даже мыльные пузыри, которые они выдают за шоу – это просто возня в мыльной воде.
Кстати, если у меня заказывают "Шоу мыльных пузырей", я всегда продаю профессиональное (не аниматорское) шоу, те есть, приглашаю специально обученных артистов.
*) Надо понимать, что мы работаем с клиентами, которые не приглашают аниматоров с Авито за полторы тысячи рублей. Аниматор, стоимость которого для клиента 5-6-8 тысяч рублей в час, должен не только много уметь и знать, но и быть зрелой, развитой личностью.
И, чтобы было совсем понятно: если работаю я, а со мной работает девочка-аниматор в ростовой кукле – это значит, что работаю я. Её задача - махать руками, внимательно слушать и точно выполнять инструкцию, которую я даю в ходе программы.
ЛД: Прошлый год людям было не до праздников. Сильно просели? Как выплывали?
Об этом есть подробная статья на моем канале.
▶️ Как живет пострадавший ОКВЭД 93.29.3 «Организация обрядов»
ЛД: Говорят, что комики – самые скучные люди на свете. Вы, наверное, тоже так устаёте от праздников, что будни для Вас – это отдых? Своим близким праздники устраиваете? А они Вам?
ОТ: Мы не устаём от праздников, но любим будни . По будням обычно бывает один праздник (считай, выходной), а в выходные и праздничные дни до четырёх. Устаём мы от погрузочных работ.
Никаких праздников близким мы, конечно, не устраиваем. Праздники – наша работа, а не хобби. Мы работаем за деньги. К счастью, и близкие не пытаются устраивать праздники для нас.
Во-первых, лучший праздник – будни без людей, а во-вторых... впрочем, и первого достаточно.
▶️ «Я в домике» – пока мир не станет более определённым или... никогда
ЛД: Оля, в Вашем блоге есть истории про Дзен. Как Вы относитесь к платформе и как собираетесь развивать свой блог?
ОТ: К платформе Дзен отношусь негативно и сожалею, что начала здесь вести свой блог (с самого начала надо было делать сайт). Особенно неприятно, что платформа всё время пытается ограничить автора даже в мелочах. Как, например, последнее нововведение, когда сократили инструменты для редактирования текста.
Развивать блог никак не собираюсь. Скорее жду, когда за что-нибудь меня заблокируют (а причины для блокировки Дзен найдёт). Отношусь к этому философски: заблокируют, не буду даже связываться с ТП, просто удалю канал.
▶️ Пишу для авторов Дзена, угроблю ваш канал за пару публикаций!
▶️ Блиц:
- Самый лучший день рождения для ребенка, это:
- Мама+папа+3-5 друзей по возрасту, дома или на природе, общение с родными и близкими, торт со свечками, подарок.
- Если есть деньги только на подарок или только на праздник – что выбрать и почему?
- Определите, что является более ценным для ребенка (предложите ему выбор).
- С какого бюджета начинается праздник?
- Если речь о приглашенных аниматорах, то узнайте, кто лучший в вашем городе и стоимость его работы в час (или за программу) – это и будет "с бюджета от".
- Если у именинника нет друзей, а праздника хочется – как поступить?
- Обратиться к специалисту (можно ко мне) и заплатить за курс психолого-педагогических консультаций по воспитанию ребенка. Праздник устроить в следующем году, когда результатом консультаций станет наличие друзей у ребенка.
- Заниматься бизнесом в России – это
- Для меня эта фраза ничего не значит. Мне не с чем сравнить.
- Заниматься бизнесом женщине – это
- Лучше не заниматься.
- Жить за городом или в городе?
- Жить. Остальное - частности.
- Ваши любимые детские книги:
- Сергей Иванов, "В бесконечном лесу и другие истории о 6В", Вадим Климовский, "Мы идем за кулисы", Аркадий Гайдар, "Голубая чашка".
- Ваши любимые детские фильмы
- "Первоклассница", 1948
"Чук и Гек", 1953
"Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен", 1964
"Внимание, черепаха!", 1970
"Доживем до понедельника", 1968
"Москва-Кассиопея",1973
"Бесконечная история", 1984. - Празднику всегда есть место в жизни?
- Нет. Его место должно быть строго определено. А в сегодняшнем мире и значительно сокращено.
С Олей Тихоновой общалась Таня Разумова.