Найти тему
Pervoe.Online

В Москве прошел фестиваль для желающих снять свое кино

Оглавление

23 февраля на площадке ВДНХ состоялся бесплатный фестиваль «Я покажу тебе кино». Креативная команда «Наследники» создала новую форму кинопоказов. Обсуждение фильмов перешло в настоящий лекторий, где опытные мастера визуального искусства давали советы и раскрывали начинающим кинематографистам секреты производства.

— Такое мероприятие сегодня особенно актуально, — говорит координатор «Наследников» Иван Пискунов. С появлением интернета вход в новые направления стал гораздо проще. Для того, чтобы мне начать снимать, к примеру, сериал, сейчас нужно пройти меньшее количество этапов, чем несколько лет назад. Потребность молодых людей в знаниях о видеопродакшене очень высока, да и нам самим это интересно, поэтому мы и решили провести данный кинофестиваль.

Продюсер

Театр начинается с вешалки, а кино с продюсера – таково мнение спикера фестиваля, куратора подготовительных курсов Московской школы кино и продюсера Михаила Фатахова . Свой рассказ эксперт начал с откровения: кино хоть и было рядом с ним всегда, но в профессию перешло не сразу.

-2

– Я закончил авиационный институт, физмат, спортшколу… разве что в музыкальной не учился. Так что до того, как я пришел в кино, профессий у меня было много. Начал заниматься им с детства: снимал все подряд на отцовскую камеру, но учиться пошел только в 43 года. Так что никогда не поздно, — признается Михаил Фатахов. — Мы же в детстве делаем все, что нам хочется: захотелось рисовать – рисуем, захотелось играть в футбол – гоняем мяч. Просто потом это всё куда-то уходит… Когда в 43 года я начал профессионально заниматься кинопроизводством все мои друзья детства в один голос заявили: «Ну наконец-то! Ты всегда об этом мечтал». В один момент я просто сказал себе, что если не сейчас, то уже никогда, и подал документы.

Задачу продюсера спикер лаконично уместил в формулировку: «Продюсер делает все, чтобы снизить риски проекта». Многие привыкли думать, что продюсер «достает деньги», но это не единственная его задача.

— Чтобы любой фильм состоялся, его нужно сначала продать.

Кино – мир необычный, со своими правилами и законами. Так и продажа фильмов здесь происходит не после их создания, а перед, причем, по словам эксперта, продюсер справляется со своей задачей, если выходит в плюс уже до начала съемочного процесса. А такое, особенно в Голливуде, бывает часто. Одним из немногих примеров успешного предпродакшена российского кино эксперт назвал фильм Федора Бондарчука «Притяжение», его предпродажи полностью покрыли бюджет картины.

Количество продюсеров может уместиться в книгу рекордов: генеральный, исполнительный, креативный, линейный… – их работа не так заметна зрителю, однако большие проекты невозможны без четкой организации деятельности. Так, креативный продюсер занимается поиском творческой составляющей проекта: ищет новые идеи, сценарии, талантливых режиссеров и актеров, исполнительный и линейный – работают непосредственно на съемочной площадке, а генеральный продюсер руководит общим процессом кинопроизводства.

Специфика продюсерской деятельности обязывает иметь свой, отличный от авторов и зрителей, взгляд на кино:

— Это у зрителей и Bad Comedian принято ругать «плохие фильмы». А мы всегда радуемся успеху даже «плохих» картин: если кино выстрелило в прокате и принесло деньги, значит создатели получили хорошую зарплату. Американцы к этому вообще легко относятся, у них фильм может одновременно получить и «Оскара» и «Золотую малину», ничего в этом такого нет , — рассказывает Михаил Фатахов .

К слову о Голливуде. Основная разница между российским и американским кинематографом, по мнению спикера, не в качестве актерской игры, а элементарно в устройстве продакшена.

— Американцы давно не снимают американское кино. Когда они снимали американское кино, то международный рынок им был безразличен. Сейчас они снимают кино, в первую очередь, для остальных, а потом уже для себя. Они заранее берут фильм и продают его на кинорынке (The American Film Market AFM), где их уже ждут дистрибьютеры со всего мира. В Голливуде добиваются, чтобы 75 % расходов на производство было покрыто дистрибьютерами других стран, иначе проект просто не состоится.

В России же изолированная система финансирования. У нас есть государственная поддержка кино, без которой не выходит практически ни одна картина. Штучные проекты были выкуплены до выхода в прокат, и «Притяжение» одно из немногих, — объясняет спикер.

Но как же тогда быть начинающим кинематографистам? Где взять деньги на первый фильм? Ответом эксперт назвал полезные инструменты, в частности — питчинги: устную или визуальную презентацию кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать проект.

Такую возможность ежегодно предоставляет Молодежный союз кинематографистов, объявления о новых питчингах публикуются на сайте moviestart. ru .

Режиссер

Далее о секретах производства рассказал выпускник ВГИКа, режиссер Асаад Аббуд . Фильмография автора наполнена короткометражными фильмами, однако, где найти большее творчество, как не в малобюджетных картинах?

Речь шла о фильмах «Последний звонок» и «Снегурочка» — разных по характеру, но с общей идеей: проблемой наркотиков среди молодежи.

— Мы не рассматривали эти фильмы с точки зрения заработка. Если вы не продюсер, то не будете думать про деньги, ведь все режиссеры хотят снимать просто для того, чтобы их фильмы увидели зрители, — говорит Асаад Аббуд .

— «Снегурочка» вовсе оказалась технически очень сложной. Если бы мне изначально сказали, с чем придется столкнуться, то я бы, наверное, что-то попроще придумал. Но хорошо, что мы довели дело до конца, потому что вышла очень хорошая, дорогая мне история.

По словам режиссера, «неудобная» тема оказалась препятствием на пути к большим показам, в том числе и на фестивалях, однако это не сломило авторскую позицию художника:

— На мой взгляд, проблема кино сегодня, что все делают ради денег! А нам говорили мастера, что режиссер должен снимать то, что он хочет и говорить о том, о чем он считает нужным. У меня одноклассника посадили на 9 лет из-за распространения наркотиков — это было, это и есть жизнь, поэтому я решил снять «Последний звонок», а дальше и «Снегурочку».

Почему прикольно смотреть малобюджетное, авторское кино? Потому что там — тот самый момент, когда у автора есть возможность сделать так, как он этого хочет. Те же самые продюсеры бывают разными. Как говорил Сергей Сельянов, работавший с Балабановым, продюсер должен быть партнером, он не должен быть начальником. Когда твой продюсер — партнер, то вы друзья и готовы идти на компромисс и помогать друг другу.

-3

Асаад Аббуд также рассказал об ошибках, которые делал в начале пути и рассказал, на что начинающему кинематографисту действительно стоит обратить внимание:

— Многие начинающие не думают о подготовке, режиссерском сценарии и раскадровке, я в принципе сам не всегда так делаю, что неправильно. Раскадровка — важный момент, потому что, прорабатывая раскадровку, примерно понимаешь, что будет происходить в кадре. Без полного отсутствия раскадровки на площадке будет одна сплошная импровизация в плохом смысле этого слова. Даже если вы идете не по плану, пусть у вас всегда будет план.

Формат кинофестиваля предполагал открытый диалог, где каждый желающий мог задать свои вопросы мэтрам и поделиться идеями. Большинство слушателей только планируют связать свою жизнь с миром грез, но были и те, кто уже работает в кино, правда, ищет себя в новом амплуа.

Например, гость фестиваля Алексей Зулев учится на артиста, но уже сейчас понимает, что хочет быть не по одну сторону экрана:

— Об этом я задумался, сидя на карантине, — говорит Алексей, — начал смотреть новую французскую волну и так она меня впечатлила, что я подключил своих друзей-режиссеров и предложил им снять серию своих короткометражек. Между собой мы назвали это «Своя Франция». Сегодня я с удовольствием слушаю взгляд продюсера и режиссера на создание фильмов и набираюсь опыта.

-4

Мероприятие, посвященное видеопроизводству, стало первым масштабным событием для креативной команды «Наследники». Организаторы пообещали не останавливаться на достигнутом и развивать разные направления в event-сообществе, чтобы каждый желающий смог найти свое призвание.