23 февраля на площадке ВДНХ состоялся бесплатный фестиваль «Я покажу тебе кино». Креативная команда «Наследники» создала новую форму кинопоказов. Обсуждение фильмов перешло в настоящий лекторий, где опытные мастера визуального искусства давали советы и раскрывали начинающим кинематографистам секреты производства.
— Такое мероприятие сегодня особенно актуально, — говорит координатор «Наследников» Иван Пискунов. — С появлением интернета вход в новые направления стал гораздо проще. Для того, чтобы мне начать снимать, к примеру, сериал, сейчас нужно пройти меньшее количество этапов, чем несколько лет назад. Потребность молодых людей в знаниях о видеопродакшене очень высока, да и нам самим это интересно, поэтому мы и решили провести данный кинофестиваль.
Продюсер
Театр начинается с вешалки, а кино с продюсера – таково мнение спикера фестиваля, куратора подготовительных курсов Московской школы кино и продюсера Михаила Фатахова . Свой рассказ эксперт начал с откровения: кино хоть и было рядом с ним всегда, но в профессию перешло не сразу.
– Я закончил авиационный институт, физмат, спортшколу… разве что в музыкальной не учился. Так что до того, как я пришел в кино, профессий у меня было много. Начал заниматься им с детства: снимал все подряд на отцовскую камеру, но учиться пошел только в 43 года. Так что никогда не поздно, — признается Михаил Фатахов. — Мы же в детстве делаем все, что нам хочется: захотелось рисовать – рисуем, захотелось играть в футбол – гоняем мяч. Просто потом это всё куда-то уходит… Когда в 43 года я начал профессионально заниматься кинопроизводством все мои друзья детства в один голос заявили: «Ну наконец-то! Ты всегда об этом мечтал». В один момент я просто сказал себе, что если не сейчас, то уже никогда, и подал документы.
Задачу продюсера спикер лаконично уместил в формулировку: «Продюсер делает все, чтобы снизить риски проекта». Многие привыкли думать, что продюсер «достает деньги», но это не единственная его задача.
— Чтобы любой фильм состоялся, его нужно сначала продать.
Кино – мир необычный, со своими правилами и законами. Так и продажа фильмов здесь происходит не после их создания, а перед, причем, по словам эксперта, продюсер справляется со своей задачей, если выходит в плюс уже до начала съемочного процесса. А такое, особенно в Голливуде, бывает часто. Одним из немногих примеров успешного предпродакшена российского кино эксперт назвал фильм Федора Бондарчука «Притяжение», его предпродажи полностью покрыли бюджет картины.
Количество продюсеров может уместиться в книгу рекордов: генеральный, исполнительный, креативный, линейный… – их работа не так заметна зрителю, однако большие проекты невозможны без четкой организации деятельности. Так, креативный продюсер занимается поиском творческой составляющей проекта: ищет новые идеи, сценарии, талантливых режиссеров и актеров, исполнительный и линейный – работают непосредственно на съемочной площадке, а генеральный продюсер руководит общим процессом кинопроизводства.
Специфика продюсерской деятельности обязывает иметь свой, отличный от авторов и зрителей, взгляд на кино:
— Это у зрителей и Bad Comedian принято ругать «плохие фильмы». А мы всегда радуемся успеху даже «плохих» картин: если кино выстрелило в прокате и принесло деньги, значит создатели получили хорошую зарплату. Американцы к этому вообще легко относятся, у них фильм может одновременно получить и «Оскара» и «Золотую малину», ничего в этом такого нет , — рассказывает Михаил Фатахов .
К слову о Голливуде. Основная разница между российским и американским кинематографом, по мнению спикера, не в качестве актерской игры, а элементарно в устройстве продакшена.
— Американцы давно не снимают американское кино. Когда они снимали американское кино, то международный рынок им был безразличен. Сейчас они снимают кино, в первую очередь, для остальных, а потом уже для себя. Они заранее берут фильм и продают его на кинорынке (The American Film Market AFM), где их уже ждут дистрибьютеры со всего мира. В Голливуде добиваются, чтобы 75 % расходов на производство было покрыто дистрибьютерами других стран, иначе проект просто не состоится.
В России же изолированная система финансирования. У нас есть государственная поддержка кино, без которой не выходит практически ни одна картина. Штучные проекты были выкуплены до выхода в прокат, и «Притяжение» одно из немногих, — объясняет спикер.
Но как же тогда быть начинающим кинематографистам? Где взять деньги на первый фильм? Ответом эксперт назвал полезные инструменты, в частности — питчинги: устную или визуальную презентацию кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать проект.
Такую возможность ежегодно предоставляет Молодежный союз кинематографистов, объявления о новых питчингах публикуются на сайте moviestart. ru .
Режиссер
Далее о секретах производства рассказал выпускник ВГИКа, режиссер Асаад Аббуд . Фильмография автора наполнена короткометражными фильмами, однако, где найти большее творчество, как не в малобюджетных картинах?
Речь шла о фильмах «Последний звонок» и «Снегурочка» — разных по характеру, но с общей идеей: проблемой наркотиков среди молодежи.
— Мы не рассматривали эти фильмы с точки зрения заработка. Если вы не продюсер, то не будете думать про деньги, ведь все режиссеры хотят снимать просто для того, чтобы их фильмы увидели зрители, — говорит Асаад Аббуд .
— «Снегурочка» вовсе оказалась технически очень сложной. Если бы мне изначально сказали, с чем придется столкнуться, то я бы, наверное, что-то попроще придумал. Но хорошо, что мы довели дело до конца, потому что вышла очень хорошая, дорогая мне история.
По словам режиссера, «неудобная» тема оказалась препятствием на пути к большим показам, в том числе и на фестивалях, однако это не сломило авторскую позицию художника:
— На мой взгляд, проблема кино сегодня, что все делают ради денег! А нам говорили мастера, что режиссер должен снимать то, что он хочет и говорить о том, о чем он считает нужным. У меня одноклассника посадили на 9 лет из-за распространения наркотиков — это было, это и есть жизнь, поэтому я решил снять «Последний звонок», а дальше и «Снегурочку».
Почему прикольно смотреть малобюджетное, авторское кино? Потому что там — тот самый момент, когда у автора есть возможность сделать так, как он этого хочет. Те же самые продюсеры бывают разными. Как говорил Сергей Сельянов, работавший с Балабановым, продюсер должен быть партнером, он не должен быть начальником. Когда твой продюсер — партнер, то вы друзья и готовы идти на компромисс и помогать друг другу.
Асаад Аббуд также рассказал об ошибках, которые делал в начале пути и рассказал, на что начинающему кинематографисту действительно стоит обратить внимание:
— Многие начинающие не думают о подготовке, режиссерском сценарии и раскадровке, я в принципе сам не всегда так делаю, что неправильно. Раскадровка — важный момент, потому что, прорабатывая раскадровку, примерно понимаешь, что будет происходить в кадре. Без полного отсутствия раскадровки на площадке будет одна сплошная импровизация в плохом смысле этого слова. Даже если вы идете не по плану, пусть у вас всегда будет план.
Формат кинофестиваля предполагал открытый диалог, где каждый желающий мог задать свои вопросы мэтрам и поделиться идеями. Большинство слушателей только планируют связать свою жизнь с миром грез, но были и те, кто уже работает в кино, правда, ищет себя в новом амплуа.
Например, гость фестиваля Алексей Зулев учится на артиста, но уже сейчас понимает, что хочет быть не по одну сторону экрана:
— Об этом я задумался, сидя на карантине, — говорит Алексей, — начал смотреть новую французскую волну и так она меня впечатлила, что я подключил своих друзей-режиссеров и предложил им снять серию своих короткометражек. Между собой мы назвали это «Своя Франция». Сегодня я с удовольствием слушаю взгляд продюсера и режиссера на создание фильмов и набираюсь опыта.
Мероприятие, посвященное видеопроизводству, стало первым масштабным событием для креативной команды «Наследники». Организаторы пообещали не останавливаться на достигнутом и развивать разные направления в event-сообществе, чтобы каждый желающий смог найти свое призвание.