Найти тему
nigdenaft

Одиночный зимний поход по Кольскому полуострову через Чивруайcкий перевал | 1-6 Января 2021 - 101 км

30 декабря я прилетел в Мурманск, не без приключений добрался до известного в узких кругах саамского посёлка Ловозеро, справил новый год, и 1-го января, в 9 утра отправился по маршруту, предполагавшему переход через Чивруайский перевал, в Кировск. Перевал этот знаменит тем, что погода на нём может поменяться в считанные минуты, а ветра на плато дуют практически без перерыва круглый год. В далёком 1973 году, туристической группе из 10 человек не посчастливилось попасть в ловушку на этом самом перевале, ветер был настолько сильный что стоять на ногах и уйти с перевала было просто невозможно, вся группа погибла. Позже в расследовании произошедшего напишут: группа попала в условия не совместимые с жизнью. Это не единственный случай, например в 1963 другая группа едва пережила трёхдневный буран, но всё же смогла выжить и выбраться к спасателям. В честь погибшей группы у начала перевала была построена изба, а на плато возведён монумент памяти.

Чтобы дойти до избы, мне понадобилось 15 с половиной часов. Добрался до нее в половину второго ночи, неожиданно дверь передо мной отворилась и из неё вышел человек, мы познакомились, Николай пришёл примерно за час до меня стартовав из Ревды. Оба устали в хлам, но тут же принялись пилить дрова и растапливать печь. После 40 километрового марша из Ловозеро вещи были мокрые, и к утру просто превратились бы в кусок льда.

-2
-3

На следующий день мы пилили дрова, сушили вещи и праздновали новый год в лесной избушке среди гор. А следующим утром, проснувшись пораньше, я сделал сладкий чай, отметился в журнале избы и выдвинулся через лес на перевал. В лесу снег лежит рыхлый, наста нет вообще, ноги проваливаются и идти очень тяжело, как в болоте.

-4
-5
-6

Из-за короткого светового дня расслабляться нельзя, нужно подняться и поскорее перейти через перевал. У самого перевала начался туман, ничего не видно, что сверху что снизу, кругом глаза видят только белый свет, и невозможно понять где ты сейчас находишься, что вокруг тебя, и куда ты идёшь. Пришлось идти по наитию, если чувствуешь подъём ногами, значит нужно идти туда, если подъём слишком крут, значит упёрся в "стенку" перевала, поворачиваешь и идёшь туда где подъём более пологий. Так я шёл пока не стало темнеть. Возвращаться назад я не стал, остался прямо на перевале, установил палатку и закрепил её насколько возможно. Даже удлинённые усиленные колышки не особо спасали и я засыпал палатку вокруг снегом, используя для этого снегоступ.

-7
-8

Ботинки снова были мокрые, закинул внутрь по грелке, чтобы они хоть немного просохли, то что на утро они будут заледеневшие неизбежно, поэтому расшнуровал их, чтобы хоть как-то впихнуть в них ноги утром. Не важно мокрые у тебя или сухие ботинки, важно есть ли у тебя сухие носки, от такой простой мелочи к которой мы все привыкли тут, там зависит твоя жизнь.

Ветер начал понемногу усиливаться переходя в порывистый, и к вечеру, упёршись ногами в один конец палатки, головой в другой, а рюкзаком подпирая потолок, я надеялся что её не разорвёт, хотелось конечно уйти, но надежда что палатка выдержит продержала меня до утра, к утру ветер стих и я провалился в сон.

Проснулся по будильнику в 9 утра, снова туман, втиснул ноги в промёрзшие ботинки, собрал палатку и пошёл на перевал, снова ничего не разобрать. В какой-то момент склон превратился в ровный горизонтальный твёрдый наст, я на плато. Ветер на плато гораздо сильнее чем был ниже на перевале. Разглядел рядом Cейд занесённый снегом, присел и начал думать как поступить дальше. Впереди по маршруту у меня будет обрыв, который мне нужно обойти справа, но мои карты не показывают подробный рельеф местности и я не рассчитывал что мне придётся идти вслепую в тумане. Решение даётся тяжело, но придётся отступить, идти дальше в белой мгле невозможно. Спускаюсь.

На 200-300 метров ниже того места где я ночевал и краем глаза замечаю в стороне человека, ого!)) Подхожу ближе, это Николай, раскапывает место под палатку. Завтра он идёт на плато, хорошо, значит перебью точки из его навигатора в свой чтобы обойти обрыв и попробую снова.

-9

На следующий день мы встали пораньше, быстро собрались и пошли на плато, сегодня почти нет ветра, туман остался ниже плато, и отличная видимость! Идём к монументу погибшей в 1973 группе, тут мы расходимся и дальше по плато, на ту сторону перевала я иду один.

-10
-11
-12

Почти бегом несусь по краю обрыва, в одном месте показалось что можно спуститься, попробовал, нет, пропасть, вернулся и пошёл дальше, уклон всё сильнее, кругом туман, спускаюсь ещё ниже, вижу вдалеке спуск, я перешёл! Ещё через пару км началась зелёнка, красота)

-13

Прошёл лес, вышел на заброшенную линию ЖД, рельсы давно убрали и теперь тут ездят снегоходчики. По укатанной буранке мчусь к п. Октябрьский почти без остановок, ярко светит луна, иду с выключенным фонарём. Время 12 ночи, замечаю строение слева, балог, печки нет, вместо двери тряпка, похоже использовался как баня. Сегодня я прошёл 35 км за 14 часов, ноги гудят, надо немного передохнуть. Сплю 4 часа, потом завтрак, в 5 я уже снова в пути. До Октябрьского осталось ещё 24 км, прохожу их за 8 часов. Устал, время 13 с копейками, нахожу машину и договариваюсь чтобы меня отвезли в Кировск, вваливаюсь в свой номер, о да! Горячий душ и тёплая постель!! Маршрут пройден!

Более подробно маршрут разобран в сторис-видео, смотреть рекомендую на телефоне - https://youtu.be/aJWRjsCxpS0