В современной войне действия подразделений уже невозможны без авиаподдержки. Но чтобы она была своевременной и точной, необходимы специалисты, которые будут наводить свою авиацию на врага.
Такие специалисты – передовые авианаводчики – появились многие десятилетия назад, но сегодня это уже не просто авианаводчик, а универсал, способный как наводить авиацию (включая и ударные дроны), так и корректировать огонь артиллерии и иных средств поражения.
В зарубежных армиях их обозначают термином Joint Terminal Attack Controller или сокращенно JTAC. Именно они занимались организацией того ада, который имел место под Дейр-эз-Зор несколько лет назад.
В том числе такие специалисты входят в состав групп (отрядов) сил спецопераций, являясь с одной стороны полноценным, а не приданным «со стороны», членом группы с сопутствующими навыками и умениями, а с другой – обладая дополнительными знаниями, дающими им возможность насылать огненный шторм на врага.
В распоряжении передовых авианаводчиков – самые современные технические средства.
Рассмотрим их на примере передового авианаводчика из состава Сил специальных операций ВВС Чехии.
«Передовые авианаводчики носят с собой значительное количество разнообразного оборудования», – говорит чешский спецназовец на прилагаемом ниже видео.
В первую очередь, конечно, речь идет о мощной помехозащищенной радиостанции, с помощью которой передовой авианаводчик и насылает «огненный шторм» на врага. Данный «девайс» позволяет при необходимости связаться с командным пунктом, либо непосредственно с пилотами самолетов и вертолетов, операторами разведывательно-ударных дронов или же с командирами артиллерийских подразделений.
Вторым по важности можно считать лазерный дальномер «Москито» (Moskito), с помощью которого чешский передовой авианаводчик-спецназовец, по его словам, «может определить координаты, высоту, дальность и направление на цель».
«Москито» разработан специалистами швейцарской компании Safran Vectronix AG, которая расположена в городе Хербруг (Heerbrugg) и организационно входит в состав подразделения Safran Electronics & Defense французской группы Safran.
Причем это не просто дальномер, а настоящий мобильный комплекс наблюдения и целеуказания, в едином корпусе которого интегрированы сразу несколько незаменимых функций:
- лазерный дальномер с рабочей дальностью не менее 10 км и точностью не хуже 5 метров;
- лазерный целеуказатель;
- неохлаждаемый тепловизор с 3-кратным увеличением и полем зрения 10,5 градусов;
- обычный «дневной» бинокль с 5-кратным увеличением и полем зрения 6 градусов;
- модуль GPS , совместимый с портативными военными приемниками сигналов спутниковой навигационной системы (такими, как Rockwell Collins PLGR или DAGR);
- цифровой магнитный компас с инклинометром (угломером).
«Москито» позволяет моментально передавать собранную информацию на различные периферийные устройства и, самое главное, – на командный пункт. Связь устанавливается по кабелю или по Bluetooth.
Естественно, что девайс этот требует питания – пары 3-вольтовых литиевых батарей типа CR123A достаточно для того, чтобы сутки работать в режиме ночного видения и выполнить около 2 тысяч измерений.
Размеры «Москито»: длина – 130 мм, ширина – 185 мм, высота – 80 мм. Масса – не более 1,2 кг, что делает его одним из самых легких в классе.
Следующий образец оборудования, который носит с собой чешский передовой авианаводчик, – это видеолинк VDL , с помощью которого спецназовец может получать достаточно высококачественную картинку того, что видит перед собой пилот самолета (вертолета) или оператор крылатого дрона во время атаки. Это позволяет авианаводчику оценить корректность наведения и результаты удара.
«Когда с самолета поступает видеоизображение, я могу получить его с помощью этой камеры, после чего смогу видеть то же, что видит пилот самолета, вертолета или беспилотника», – говорит герой видео.
Четвертым по счету «девайсом» идут очки ночного видения, которые надежно закреплены на защитном шлеме спецназовца, а пятым – лазер инфракрасного диапазона, с помощью которого передовой авианаводчик подсвечивает для летчиков самолетов и вертолетов те цели, которые они должны «обработать».
Затем следует такой немаловажный предмет, как «visual signal panel». Звучит круто и высокотехнологично, но на самом деле это «простынь» ярко-оранжевого цвета, с помощью которой спецназовец обозначает свое местоположение.
А то ведь пилотам самолетов и вертолетов, а тем более операторам дронов, в суматохе боя издалека не особо видно – где свои, а где чужие.
В рюкзаке и карманах разгрузки чешского передового авианаводчика также можно обнаружить портативный приемник GPS, комплект карт, компас, блокнот с принадлежностями для записей и всякие мелочи.
Все это добро весит примерно 20 кг, а еще есть личное оружие, боеприпасы, продовольствие, шанцевый инструмент и пр.
Но выбросить ничего нельзя – иначе ценный передовой авианаводчик, от которого зачастую зависит исход боя, превратится в обычного стрелка, который разве что сможет героически погибнуть со своими товарищами.
Видео с официального канала НАТО на Youtube.