Кинодебют Юрия Цурило состоялся 50 лет назад в фильме «Королевская регата». Читателям газеты «7 дней» актер признается, почему не поступил в Щукинское училище, как попал на съемочную площадку к Алексею Герману и почему отказывается от званий.
– Юрий Алексеевич, говорят, ваш отец – цыган, бежавший в Советский Союз со своим табором из Румынии от немцев.
– Это так. К сожалению, родители вместе пожили недолго – отца в тюрьму посадили. Мать уехала на заработки, а я жил очень бедно с бабушкой. Спасибо, что в школе родительский комитет то валенки, то пальто мне дарил, продуктами помогал. Я уже в 14 лет стал работать на стройке арматурщиком, разгружал вагоны, в кузнице трудился молотобойцем.
В юности я был похож на цыгана, носил красивые черные курчавые волосы до плеч. В 19 лет они выпали.
– Правда, что вы не стали учиться в Щукинском театральном училище, потому что вам предложили роль в фильме «Королевская регата»?
– В театральное училище почти прошел, осталось сдать общеобразовательные предметы. До экзамена было несколько дней, я за компанию с ребятами поехал на «Мосфильм». Там на меня обратила внимание ассистент режиссера Юрия Чулюкина, который приступал к съемкам картины «Королевская регата». В результате меня утвердили на роль цыгана Марко. Я и подумал: «Зачем учиться, я же уже актер?!». И не пошел на экзамены. Потом только понял, что ошибся. На следующий год снова решил поступать в Щукинское. Но мне напомнили о моем поступке и отметили, что ректор «Щуки» Борис Захава сказал: «Нам актеры-нахалы не нужны». Поэтому я подался в Ярославское театральное училище, после его окончания работал в театрах в Новосибирске, Норильске, Новгороде.
– Вы получили всесоюзную известность после роли генерал-майора медицинской службы Кленского в фильме «Хрусталев, машину!». Как вас нашел Алексей Герман?
– Это сделал его второй режиссер Миша Богин. Удивительно, но после случившегося в 1975 году Миша не затаил на меня обиду. Я подумал, что это розыгрыш, и совершенно не волновался, поехав на пробы к Алексею Герману в Ленинград. Но, когда режиссер предложил роль генерала, очень переживал – получится ли у меня.
– Заинтриговали. Что же произошло между вами и Михаилом Богиным?
– Я работал в труппе Новгородского областного драматического театра. Там режиссером был Михаил Богин. Во время постановки спектакля «Протокол одного заседания» мы серьезно повздорили и даже подрались. Я не рассчитал свои силы и оказался проигравшим с огромной шишкой на голове. С диагнозом «сотрясение мозга» попал в больницу. Это была катастрофа: в 12 часов сдача спектакля представителям обкома партии, вечером – премьера, билеты проданы. Я попросил в больнице отпустить меня в театр. Шишку на голове прикрыли париком. Несмотря на сотрясение, говорят, я неплохо отыграл премьеру. Миша Богин несколько дней от меня прятался, наверное, боялся продолжения «разговора». Вскоре наши пути разошлись.
Плохого актера никакие звания не спасут. К сожалению, в наше время чуть ли не каждый артист считает себя звездой. Я, сыгравший Александра Невского, Бориса Годунова и еще около 80 главных ролей, как должен относиться к тому, что сегодня звание заслуженных получают люди, которых видел лишь несколько раз в массовке?
– Герман снимал «Хрусталев, машину!» 7 лет. Как с ним работалось?
– Для меня это была хорошая школа. Однажды один актер сказал Герману: «Я сюда не пойду, мне тут неудобно». На что он ему ответил: «Я месяц думаю, куда ты пойдешь, а тебе неудобно, твою мать! А мне надо сюда!». Каждый день с Германом был уроком для меня. Фаина Раневская когда-то это называла «плевок в вечность».
Алексей Герман не разрешал мне смотреть отснятый материал, хотя другим позволял. Когда картина была готова, устроил первый показ «для своих». Меня не позвал. Но мне нетерпелось посмотреть, что получилось за семь лет кропотливой работы, поэтому попросился к киномеханику посмотреть из его окошечка. Меня засекли. Жена и соавтор Германа Светлана Кармалита спросила: «Как фильм?».
Я эмоционально ответил: «Хочется либо напиться, либо удавиться. Очень тяжелый фильм». Первый показ «Хрусталев, машину!» я и отметил тем, что сильно напился. После этого думал, что Герман больше меня не позовет. И когда он пригласил меня в картину «Трудно быть богом» на роль барона Пампа, был счастлив. Сниматься у режиссера такой величины – удовольствие. Есть мысль написать книгу о работе с Алексеем Германом. Если мои планы осуществятся, то озаглавлю ее «Семь лет счастья».
А если получится продолжение о съемках в фильме «Трудно быть богом», то ее назову – «Счастье продолжается».
– Вы отказываетесь от званий. Почему?
– Ко мне не раз подходили и говорили: «Хотим дать вам звание. Чтобы подать представление о его присуждении, вам нужно написать биографию». На что я всегда отвечаю: «Не буду писать биографию, потому что звание мне не нужно».
Плохого актера никакие звания не спасут. К сожалению, в наше время чуть ли не каждый артист считает себя звездой. Я, сыгравший Александра Невского, Бориса Годунова и еще около 80 главных ролей, как должен относиться к тому, что сегодня звание заслуженных получают люди, которых видел лишь несколько раз в массовке?
Однажды я пошутил и ассистенту режиссера, который подбирал актеров, сказал: «Приходите в наш театр, у нас много народных и заслуженных артистов». На что он спросил: «А хорошие среди них есть?».
– Из последних ваших работ мне понравился сериал «Вкус граната», где вы сыграли арабского шейха. Говорят, не сразу согласились на эту роль?
– Вы правы. Только в последний момент понял: там есть что играть. Многие осуждают моего героя шейха Надира, а я думаю: Бог ему не дает сыновей, для него это трагедия, которая оправдывает его поступки. На Востоке, а тем более для правителей, это очень важно.
– Вы поспособствовали тому, чтобы в знаменитом фильме «Неуловимые мстители» в роли Яшки-цыгана снимался ваш родственник?
– На роль Яшки-цыгана пробовали около восьми тысяч человек, но не могли найти актера, который бы умел петь, плясать и на лошади скакать. Тогда я привел Василия Васильева, своего троюродного брата. Петь песни под гитару и скакать на лошади Вася научился еще ребенком. Школьные годы его прошли в том же городке, что и мои, – в Вязниках Владимирской области. Он не только учился хорошо, но и вел кружок художественной самодеятельности, играл на трубе. В 12 лет Вася написал свою первую песню. А после школы поступил в сельскохозяйственный техникум.
Юрий Цурило родился 10 декабря 1946 года в городе Вязники Владимирской области. Окончил Ярославское театральное училище. Много лет служил в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Стал известен широкой аудитории благодаря картине Алексея Германа «Хрусталев, машину!». В фильмографии актера около ста ролей. Наиболее известные – «В августе 44-го…», «Бандитский Петербург», «Убойная сила», «Телохранитель», «Вий».
Артур МЕХТИЕВ
____________________________________
Благодарим вас за внимание к нашему изданию.
Будем рады видеть вас подписчиком канала "7дней" (Беларусь).
Делитесь нашими публикациями в соцсетях, комментируйте материалы или поставьте лайк.
Мы работаем для вас, наши дорогие читатели!