Все более жесткая позиция администрации Байдена по отношению к Китаю, включая многократное развертывание военно-морских сил в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе в последние недели, побудила небольшие региональные державы также противостоять китайской военной мощи. Два главных соперника Китая в Южно-Китайском море, Филиппины и Вьетнам, приступили к укреплению своих позиций в спорных водах, в том числе путем расширения военно-морского патрулирования, а также более тесного сотрудничества в области безопасности с США и странами-единомышленниками.
Есть все больше признаков того, что Пекин также намерен укрепить свои позиции в прилегающих водах. Это будет крупное внешнеполитическое испытание для администрации Байдена, а также ближайших соседей Китая в Юго-Восточной Азии. Пандемия Covid-19, которая ударила по региональным экономикам и сильно нарушила военные операции соперников Пекина в прошлом году, предоставив Китаю прекрасную возможность буквально возводить искусственные острова в Южно-Китайском море и строить там свои военные базы.
Экспансия Китая. Согласно новому отчету Военно-морского колледжа США, Китай построил, возможно, самый большой в мире город по площади в северной части Южно-Китайского моря. Основанный десять лет назад, город Санша теперь занимает 800 000 квадратных миль в пределах печально известной Пекинской «девятичерточной линии». Это делает искусственно созданный город, центр которого находится на Вуди-Айленде в Парацельсе, в 1700 раз больше Нью-Йорка.
«Будучи когда-то отдаленным форпостом, Санша-Сити и Вуди-Айленд теперь могут похвастаться расширенной портовой инфраструктурой, системой опреснения морской воды и очистными сооружениями сточных вод, новым государственным жильем, функционирующей судебной системой, сетью 5G, школой и регулярными чартерными рейсами на материк и с материка», – говорится в докладе. На фоне конструктивного безумия, с массивными гражданскими и военными объектами, простирающимися от острова Вуди в архиплаге Парасельских островов до острова Огненный Крест в архипелаге Спратли, Китай объявил в разгар пандемии Covid-19 о создании двух новых административных районов с целью обеспечения суверенных притязаний Китая на большую часть Южно-Китайского моря.
И только через несколько недель после инаугурации Байдена Китай поднял ставку, приняв спорный морской закон, который эффективно поощряет расширяющиеся функции береговой охраны страны и военизированных сил, позволяя им использовать насильственные средства для запугивания соперников и укрепления широких притязаний Пекина в этом районе.
В ответ на стремительную милитаризацию Китаем спорных территорий более мелкие его соперники удваивают собственные усилия по защите своих морских интересов. Недавний доклад базирующейся в Вашингтоне «Азиатской морской инициативы по прозрачности» ( Asia Maritime Transparency Initiative – AMTI) показывает, что Вьетнам, который имеет претензии как на Парасельские острова, так и на острава Спратли, быстро укрепляет свои позиции, включая установку систем воздушной и береговой обороны на десятках оккупированных вьетнамцами островов в архипелаге Спратли.
Вьетнам обновления оборону. Милитаризация Вьетнама имеет гораздо меньшие масштабы, чем у Китая, но она ставит страну Юго-Восточной Азии в положение «нанести удар по китайским объектам» в случае необходимости, согласно докладу AMTI. Наиболее значительные оборонительные улучшения произошли на Западном рифе и острове Син-Коу, которые следуют установленным образцам, наблюдаемым на других вьетнамских аванпостах в архипелаге Спратли. Береговые оборонительные сооружения – бетонные огневые точки, часто соединенные с бункером, – широко распространены на крупных аванпостах Вьетнама. С 2019-го года Вьетнам построил гражданские и военные объекты, включая сигнальные башни, на 28,3 гектарах земли у Западного рифа, которые были рекультивированы и расширены с 2013-го по 2016-й год.
Вьетнам также развернул в этом районе высокоточную ракетную артиллерию и другую передовую военную технику, поскольку страна Юго-Восточной Азии готовится к непредвиденным обстоятельствам, включая потенциальное введение китайской зоны опознавания ПВО через Южно-Китайское море. Еще в 1988-м году два соперника повздорили из-за спорных островов в архипелаге Спратли, заявив о десятках жертв среди вьетнамских войск. И теперь страна Юго-Восточной Азии стремится к тому, чтобы оказаться в гораздо лучшем положении, если подобные стычки произойдут на фоне обострения морских споров с Китаем.
Тем временем Филиппины, союзник США (согласно существующему договору) и крупное государство-претендент, ясно дали понять, что не будут запуганы последними шагами Китая. Генерал-лейтенант Чирилито Собехана, новый начальник штаба Вооруженных сил Филиппин, объявил, что ранее он отдал приказ о развертывании большего количества кораблей военно-морского флота в спорных водах, чтобы защитить филиппинских рыбаков от потенциального насилия со стороны китайской береговой охраны и военизированных формирований.
«Филиппины смотрят на нас». В 2019-м году китайское ополченческое судно едва не убило 22 филиппинских рыбака после того, как протаранило рыбацкую лодку последнего в богатом рыбными ресурсами районе Рид-Бэнк, который входит в исключительную зону Филиппин, а также в китайскую «девятичерточную» линию.
В настоящее время высшее руководство Филиппин, а также высокопоставленные чиновники министерства обороны и иностранных дел активно лоббируют полное восстановление Соглашения о посещении военными кораблями США Филиппин (VFA), которое было временно приостановлено президентом Родриго Дутерте на фоне споров по правам человека с Конгрессом США. Страна Юго-Восточной Азии надеется получить расширенную военную помощь от администрации Байдена на фоне продолжающихся переговоров по отмене ранее отмененного Дутерте ключевого оборонного соглашения, которое допускает крупномасштабный ввод американских войск для ежегодных совместных учений с филиппинскими коллегами, в том числе в Южно-Китайском море.
В ответ на растущее беспокойство по поводу нового закона Китая о береговой охране, который дает зеленый свет применению силы как средству обеспечения выполнения широких требований Пекина, генерал-майор Эдгард Аревало, представитель Вооруженных сил Филиппин, подтвердил 20 февраля готовность страны защищать свои интересы в прилегающих водах. «Мы будем следовать нашему конституционному мандату и последовательно отстаивать наш суверенитет в Западном Филиппинском море», – сказал военный представитель, напомнив филиппинским законодателям, что «защита нашей территории и отстаивание интересов народа является нашим главным интересом».
RICHARD JAVAD HEYDARIAN