Суть туризма:
Взять побольше,
Уйти подальше
И там все съесть!
Давно собираемся с городским другом, Ильей Ивановичем Томилиным, прокатиться на лодке по Пинеге. Куда нибудь далеко, несколько дней пожить на природе, заодно открывая для себя новые места. И вдруг сложилось: у него отпуск, у меня отпуск. Природа подсобила: реки вздулись дождями как в весеннее половодье. А время – лето. Теплая погода и зеленые листья деревьев, травка по берегам. На реке тепло. Не то, что весной. Поедем? Поедем!
Лодочный мотор у меня не самый мощный. Пятисильная четырехтактная Ямаха. На транце старенькой "Казанки" со снятыми крыльями-булями выглядит миниатюрно. Бежит не слишком быстро, даже от "Ветерка" на такой же лодке отстает. Но зато расход бензина радует – меньше двух литров в час. А на экономическом режиме, газ "три четверти", и вовсе каплями расходует. Незагруженную "Казанку" моторчик легко выдергивает на режим глиссирования. Только "усы" за кормой разбегаются. Впрочем незагруженной лодка почти никогда и не быва-ет. Обычно тарахтит трудолюбивый японец натужно. В лодке то груз, то пассажиры. Чаще то и другое. В полнообводном режиме "Казанка" идет тяжело. За кормой волны вздымаются. Гребной винт с малым шагом немного облегчает жизнь мотору.
Закупил 50 литров бензина. Не так то просто приобрести в нашей глуши значительный объем топлива. Заправок поблизости нет. Единственная возможность – заказать с кем, что бы привезли из райцентра. Там, на выезде из села, есть маленькая АЗС. Только не каждый водитель согласиться нюхать в машине запах чужого бензина. Сто с лишним километров грунтовой и не самой лучшей дороги увеличивают стоимость перевозимой в канистрах горючки. "За морем телушка - полушка, да рубль - перевоз!", как говаривала когда то мама...
Что у нас в планах? Пройтись по Пинеге до устья Выи на железной лодке-варенке и по Вые подняться до Чуровой (в идеале до Василёва-Рандовой-Малой Серовой). Приметить время пути на лодке по этому маршруту и примерно расход бензина. Пару дней в один конец и литров 30 бензину? Есть там, по речке Выя, что посмотреть.
В гостях внучЁк ламбасский. Дочка оставила на несколько дней, порадовать дедушку и бабушку, что бы не скучали. Покататься на лодке нам обоим в удовольствие. Катим вокруг Согры к бывшим леспромхозовским складам - только волны разбегаются. За бензином. Надежному человеку бензин был заказал. Не обманул, привез. Затарен в подходящие канистры. Переносим в лодку. Хорошо, что недалеко от реки живёт. Такой груз зараз не перетащить. Несколько раз приходится сходить. В каждую руку по канистре. Внучек, Ильюща, морщит лоб от натуги, но волокёт десятилитровую канистру. От помощи отказывается: "Я сам!". Мужик растет… Наконец то все емкости сложены в лодку.
Отвезли на километров на двадцать вниз по течению. Груженая лодка идет тяжело. Но течение прибавляет скорости. На пригорке ярким пятном изба Макары. Спрятал канистры в лесу, под ёлками. Заметил место. Почему в лесу? Не таскаться же с этими канистрами по деревне. Стратегический запас. От реки живу не близко. Тащить груз не маленький, а через день снова к реке. Поедем с Томилиным и заберем запас топлива по пути. Запланировано у нас на среду. Сразу с машины и на лодку.
Ильюша ноет, но терпит дорогу. Конечно, скучно ему в лодке сидеть почти без движения.
- Дедушка, скоро ли приедем?...
- Скоро, Ильюша. Уже меньше осталось, чем было.
Пусть привыкает к реке… Налегке лодка бежит быстрее. Что там весу в пятилетнем ребенке. Вернулись домой в половине десятого вечера.
Позвонил Томилин. Не очень радостный. Не может найти оказию на Пинегу. Лето, сезон отпусков, дачники. У основного пассажироперевозчика, Андрея Ануфриева нет мест. Какой то другой транспорт не находится. В среду Андрей Елисеев собирается на своей машине до Ламбаса. Но едет вдвоем с противопожарным лейтенантом на кузовном УАЗике - "головастике". Пассажиров не берет. В кабине только два места, а в кузове перевозка людей запрещена. Когда не надо – полупустые машинки бегут одна за одной. И как то мне показалось, что Илья Иванович, отчаявшись, уже и не очень то хочет в турпоход… Может дома дела, а может жонка категорически запретила. А я уже настроился на путешествие водномоторное.
Летняя ночь
Около одиннадцати вечера позвонил Лешка-зять, надо ему за реку попасть, в Противную. Машина там оставлена. Приезжал из Ламбаса в гости, к Толику Силкову, спину поправить. Теперь домой:
- Ты уже приехал? Перевези нас за реку минут через пятнадцать.
- Хорошо. Без проблем. Лодка у меня наготове. Подходите к переезду.
Спускаюсь к реке у интерната. Лодка пришвартована около будок у Нижнего Брода. Так ближе.
Белые ночи. Над рекой туман. Красиво. Жаль фотоаппарата не взял. Слышу, как около моего причала несколько раз заводится и глохнет мотор. Под берегом не видно что там. Может решил кто то на моем покататься? Хотя нет – звук не похож.
Выхожу на берег. На середине реки, напротив будок, в дымке тумана, трое в лодке (но без собаки) шарят по дну длинным шестом. Похоже что то ищут. Неподалеку от моей "Казанки" приколота к берегу синяя сельсоветовская "Обь". Без мотора… наверное его и ищут на реке. Завел свой. По дуге подрулил к поисковой лодке. Вася Бечин. Казанка с Вихрём. Трезвый. С ним двое представителей местной молодежи. Пьяненькие.
- Чего ищете? Мотор утопили?
- Мотор…
Один из поисковиков что то нащупал шестом на дне. Второй скинул одежду и выпрыгнул за борт. А глубоко… Заплавал. Лодку уже сносит, течение сильное. Нырять побоялся? Понимаю. Хоть и навеселе, а жить то все равно хочется. Вода холодная и темная глубина реки…
Мне некогда любопытствовать. Тороплюсь к переезду. Сестра Надя с Алешкой уже ждут. Перевожу их за реку. Не тороплюсь. На средних оборотах. Лешка в технике понимает:
- Надо тебе карбюратор накрутить, топлива добавить. Что то плохо он у тебя тянет, обороты не развивает.
- Не надо ничего накручивать! Не мешай технике работать и она тебя не подведет! – Выкручивая рукоятку румпеля на полные обороты. Лодка заметно прибавляет скорости.
Лешка признает:
- Ну да, действительно нормально тянет. Только мотор твой почему то волну большую гонит.
- Лодка для него тяжелая, поэтому и волну поднимает. Пять сил у мотора, не "Вихрь". Если в одиночку, налегке, то нормально бежит и никакой волны не гонит.
Высадив их на берег делаю красивый круг на полных оборотах. Лодка глиссирует не хуже, чем под Вихрем. Лёха оценил…
Возвращаюсь к поисково-спасательной лодке. Там уже замерзшие.
- Может я чем могу помочь? Взять бы какую то веревку с грузом и протралить двумя лодками…
Но спасатели заканчивают поиски. Вася заводит мотор и летит к Красной Пристани. Туда же причаливаю и я. На угоре толпится молодяжник. Вид грустный. Никто в воду ползти не желает. Вася сматывает шланг топливный:
- Вам не надо, а мне тем более наплевать. Не мои проблемы.
Высказываю свою точку зрения:
- Достанете вы мотор сейчас или через месяц, разницы никакой. Все равно в ремонт на-долго, а может и на выброс. Течением его не уволокёт - тяжелый, разве что песком замоет.
Вася возражает:
- Если сейчас достать, то ничего не будет. Воду слили, подсушили и поехали…
- Да не поехали. Движок то четырехтактный.
- Четырехтактный? Ну тогда ему точно хана. Работающий утопили. Воды хлебанул - гидроудар...
Попросили отбуксировать лодку от Нижнего Брода до Верхнего. Двести метров меня не затруднило.
Подготовка
04 июля 2017 вторник.
День большого ремонта. Оборудую лодку-варенку для дальнего похода. Местного, кустарного производства, длинная и узкая, как индейская пирога. По мотивам лодок-долбленок, но воплощенная в металле. Потому и называется "варенка", что использована технология сварки. Как и долбленка адаптирована под местные реки и речушки, узкие и мелкие. Лет шесть назад приобрел ее. Из толстого железа, не боящаяся камней и мелей. Работы кого то из паловских сварщиков. Вот только не предназначена она у меня под мотор. Пользовал только на весле или с шестом. Транца не устанавливал. Пока мотора в хозяйстве не было, вроде бы транец и без надобности. Навешивать было нечего. Теперь пришло время. И как обычно – завтра в поход, сегодня начинаем большой ремонт.
Широкую доску для транца выбрал из обрезков около дровника. Половая "пятидесятка", что бы не сдала. Местами подгнила, но должна сдюжить. Не так и силен у меня мотор, что бы транцы ломать.
Ремонт проводим на берегу реки. Вместе с сыном. Устанавливаю доску на транец лодки. Наискосок, что бы мотор не по центру был, немного влево сместить, по-выйски. Так и за румпель держать удобнее и волна, разбегающаяся от борта как бы увеличивает глубину под мотором – гребень волны как раз над винтом. Есть тут еще одна хитрость – накренив лодку на правый борт, можно вообще поднять мотор над водой, спасая винт от удара о камни. Так выяне, разогнав лодку, проходят каменистые пороги своей капризной речки.
Баллон с монтажной пеной приготовлен заранее. Запенил щель между бортами и набоями.
[Набои – средней ширины доска, жестко прикрепленная по краю борту лодки от носа до кормы. По правой и левой стороне. Увеличивает высоту борта. Но основное ее предназначение – придать жесткость всей конструкции лодки].
Воды в лодку должно попадать как можно меньше. На баллоне написано, что пены получается около 30 литров. Шесть метров длинна всей лодки. Но пены немножко не хватило, около транца с полметра. Хорошо, что нос запенен полностью. Обычно там вода попадает в лодку. На ходу… Вот еще бы покрасить судно. Внутри и снаружи.
Мотор утопленный достали со дна Пинеги. Спасательная операция завершилась успешно. Процессия проходит мимо нас. Торжественно несут утопленника в Согру. Получится его реанимировать? Хозяева пострадавшей техники, Елена Евгеньевна и Анна Александровна, контролируют мероприятие. На перевозе сегодня Виктор Соснин. На своем моторе обеспечивает переправу людей и срочных грузов за реку. Предыдущий казенный перевозчик, Дима Буштаков "захворал" (что послужило предпосылкой к происшествию с лодочным мотором) и с раннего утра уволен с позором. "Я убью тебя, лодочник…"
Пытаемся обеспечить доставку в Согру Томилина. После нескольких неудачных вариантов появляется некоторая определенность. Приедет завтра вечером рейсовой буханкой с Ануфриевым. Вроде бы у него появилось свободное место в машине. Кто то отказался от поездки. В общем все образовывается само собой (как часто и бывает) и идет по плану.
Под вечер пробуем лодку на ходу. Ожидание и реальность бывают очень далеки друг от друга… Лодка-варенка практически непригодна для путешествия. За румпелем сижу сам. Своим немалым весом очень сильно загружаю корму. Мотор разбрызгивает воду на ходу и она попадает в лодку. Изменение центровки перемещением всей живой массы Витька в самый нос не спасает положения. Когда за мотором сидит Витёк, а я загружаю нос – ситуация чуть лучше. Неправильный угол транца. Нужно переделывать. Отклонить транец сильнее. Тогда мотор не будет утапливать корму. Только переделывать уже поздно. Да и лодка очень неустойчивая. Как и долбленка, варенка очень вертлявая. По большой воде утонем оба. А когда загрузим лодку полностью (вещи, продукты, бензин и пр.) то утонем и по малой. Грузоподъемностью лодчонка не отличается. Пожалуй лучше ехать на Казанке. Привычно, безопасно и грузу можно взять неограниченно. Перегруженная лодка не быстро бежит, но мы и не торопимся. Правда маршрут до Василёво, вероятнее всего, придется отменить. Не сможем туда пройти на Казанке. Не предназначена для мелководья. Мелко, носисто и порожисто…
Поехали!
05 июля 2017 среда. Томилин прибыл около семи вечера. Андрей Ануфриев на своей рейсовой буханке подвозит его к самому крыльцу. Выгружает коробки, пакеты и свертки. Илья Иванович собрался серьезно и со знанием дела. Чувствуется, что есть опыт походной жизни. Теплая одежда, спальник, продукты. В прочном чехле фотоаппарат. Фото и видеосъемка в путешествии обязательно. Самое главное – большой, трехлитровый термос. Что бы время не терять на чаепитиях. Сам я до сих пор не удосужился обзавестись хорошим термосом. Не везет с этой нужной емкостью. Какой не куплю – тепло уходит через стенки. Даже и подарят – то же самое. Четыре часа и в термосе вместо крутого кипятка – просто очень тёпленькая водичка.
Перекусили и чаю попили в дорогу. Не задерживаемся дома. Не так много времени удалось выкроить для отдыха на природе. В понедельник в 05.00 утра просто обязаны вернуться в Согру. У Томилина аказаны билеты на обратную дорогу.
Нетерпеливое волнение перед дальней дорогой. "Зудит", как выражалась когда то мама. Обычное явление. Проходит с первым шагом за порог.
Я к туристическому походу тоже готов. Вещи собраны заранее. Что бы не задерживаться. Вещей много... Немногочисленное мое семейство, Витёк и Мария Николаевна, помогают перенести груз к лодке. Навьючились все. Продукты, инструменты, котловое и бивачное оборудование. Топор и портативная газовая плитка. Бензопила. Пустые канистры и пятилитровые пластиковые бутыли под бензин. Переносим к реке. Если бы ехать на варенке, то все наши вещи просто-напросто не смогли бы сложить в лодку. Лучше Казанки судна еще не придумано! Уместили весь груз. Уместились сами. Даже с некоторым комфортом. Борта высокие, не нужно бояться, что выпадет.
Провожает нас небольшой дождь. Хорошая примета… Будем надеяться, что моросит только для приметы. Хотя прогноз на последующие дни не очень благоприятный. Все дни на сайте Гизметео обещаются пасмурными или с переменной облачностью. Дожди и грозы. Но экспедиция состоится при любой погоде. Не отменять же так тщательно подготовленное мероприятие. К тому же есть и плюсы: дожди поддержат уровень воды.
Предыдущая часть:
Продолжение: