Американский психолог Абрахам Маслоу изобразил иерархическую модель потребностей человека в виде пирамиды.
Компоненты аналогичной пирамиды для вокалиста (только слово "потребности" заменим на слово "навыки") можно было бы описать так:
1.В основании пирамиды лежит обязательное условие точного интонирования. По простому попадание в ноты.
2.Следующим уровнем я бы выделил чувство ритма. Его отсутствие чаще всего проявляется у самодеятельных музыкантов. Профессионалы, как правило, точны как метроном. И если и отклоняются от ритма, то исключительно осознанно.
3. Третий уровень (именно он больше всего интересует меня) - это звучание, тембр вокалиста.Часто эту характеристику голоса относят к природным данным. На самом деле это всегда(!) результат той или иной постановки голоса (или ее отсутствия). Недопонимание этого факта со стороны как педагогов, так и самих обладателей голоса очень часто приводит к творческим (я сознательно не рассматриваю здесь медицинские аспекты ) кризисам, недовольству собой и уверенности в своей природной никчемности.
4. Четвертый уровень это эмоциональный аспект. Его иногда называют харизмой, талантом, "магией спектакля" и т.д.
Этот компонент тоже можно "прокачать". И есть энтузиасты и специалисты, замороченные на разработке методологии развития и тренировки данного аспекта творчества. В моей системе я отвожу ему четвертый уровень - самый высокий. Но очень часто на него делают акцент, перепрыгивая через первые три.
Я убежден, что каким бы Вы ни были наиталантливейшим танцором, музыкантом или писателем, Вы не сможете проявить свой талант в отсутствии инструментов его выражения - достаточной растяжки для танцора, подвижности пальцев для инструменталиста, владения голосом для певца и т.д.
Так же как в пирамиде Маслоу потребность в самовыражении является ее вершиной, которая базируется на твердом основании всех нижних уровней, так и в представленной здесь мной пирамиде потребность в самовыражении по Маслоу невозможно реализовать без ВСЕХ инструментов этого самого самовыражения, а именно перечисленных мной уровней мастерства.. ИМХО)
При выборе педагога по вокалу интересуетесь ли Вы тем, как поют его ученики?Если Вас не устраивает как поют ученики педагога, у Вас нет никаких шансов избежать их участи! Исключений не существует!!!