Этот самолёт в годы Великой Отечественной войны был одним из основных истребителей наших Военно-Воздушных Сил. Так , массовок применение этих новейших для того времени боевых машин в небе над <<Курской дугой>> в какой-то мере изменило весь ход боевых действий.И уже до самого конца войны в ходе воздушных боёв немцы ничего не могли противопоставить советским пилотам , летавшим на истребителях Ла-5 , а также на усовершенствованном варианте этого самолёта , получившем обозначение Ла-7
Рождение легенды
Как известно , ни один летательный аппарат не рождается просто так , на пустом месте. И чтобы разобраться в этом нам стоит ознакомиться с историей создания истребителя Ла-5 , чей первый полёт состоялся в марте 1942 года , нам нужно перенестись ещё на несколько лет назад - в середину 30-ч годов 20 века.
В те годы наша военная авиация считалась сильнейшей в мире. На вооружении Военно-Воздушных Сил Красной Армии состояли гигантские четырёх моторные бомбардировщики Андрея Николаевича Туполева ТБ-3 , равных которым не было ни у одного государства
Отпор агрессору по задумкам конструкторам могли дать истребители И-16 - лучшие в мире воздушные бойцы , созданные в конструкторском бюро Николая Николаевича Поликарпова , которого в те годы заслуженно величали <<королём истребителей>>
Но в конце 30-ч годов ситуация резко изменилась
Моторостроители Германии и Англии сумели создать мощные авиационные двигатели жидкостного охлаждения с малой площадью поперечного сечения , под которые авиаконструкторы этих стран разработали новые истребители . В Германии был Bf 109 Вилли Мессершмитта , а в Англии <<Спитфайр>> Реджинальда Митчелла. Эти истребители , отличающиеся очень узким фюзеляжем , могли летать со скоростями порядка 560-580 км/ч - почти на 100 км/ч быстрее наших И-16.
Понятно , что нашей стране срочно потребовались истребители , аналогичные <<Мессершмитту>>и <<Спитфайру>>. Уже в 1938 году многие конструкторские бюро вышли со своими предложениями по самолётам нового типа. Через год такими работами занимались уже 12 конструкторских коллективов. Но постепенно в лидеры выбились три из них . Это были : конструкторское бюро Микояна и Гуревича , впоследствии ставшее знаменитой фирмой <<МиГ>> , конструкторское бюро Горбунова , Гудкова и Лавочкина , а также конструкторское бюро Яковлева.
Что касается героя нашего рассказа (истребителя Ла-5) , то главным инициатором и вдохновителем работ по его созданию на первом этапе был Владимир Петрович Горбунов. Он был уже опытным конструктором , принимавшим участие в разработке таких знаменитых самолётов , как ТБ-3 и СБ, а затем пошёл на повышение . в 1938 году он уже являлся начальником технического отдела в наркомате авиационной промышленности . И вот , в столь трудное для страны время , Горбунов решил оставить чиновничий кабинет и заняться проектированием нового Самолёта
И вот накануне войны у нас появился звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-82 конструкции Александра Швецова . этими авиамоторами с осени 1941 года стали оснащать лёгкие фронтовые бомбардировщики Су-2.
Но реалии войны показали что фронту больше требуются самолёты другого класса - бронированные штурмовики Ил-2. На увеличении их выпуска бросили все силы, а выпуск Су-2 прекратили. ЗАкономерно встал вопрос и о прекращении выпуска двигателей М-82
В марте 1942 года уже известный нам Семён Алексеевич Лавочкин (один из создателей ЛаГГ-3 ) вдруг , неожиданно для всех , выкатил на лётные испытания свой вариант самолёта с мотором М-82 . Казалось : ну что он может сделать? Чем его самолёт будет отличаться от уже испытанного ранее точно такого же Гу-82?
Но результаты испытаний превзошли все ожидания . Первые же полёты показали что лавочкинский ЛаГГ-3 с мотором М-82 уверенно выходит на скорости свыше 600 км/ч. При этом , благодаря мощному двигателю , резко повысилась , а также манёвренность самолёта . Новый ЛаГГ-3 летал так здорово , что разом превзошёл все остальные советские истребители .