Как нами уже отмечалось в предыдущих публикациях, тема природы в стихотворениях Тютчева напрямую связана с его философскими взглядами на устройство вселенной, на божественную сущность мира.
Ссылки на другие публикации о лирике Тютчева:
1. Стихи «не о природе». Натурфилософская лирика Тютчева. Часть 1.
3. Тютчев Ф.И. «С поляны коршун поднялся…»
Важно упомянуть ещё один ключевой аспект его художественного способа изображения природы: мировой хаос, который таит в себе все непостижимые человеком тайны пространства-времени, ассоциируется у Тютчева с ночным временем, когда человеческому глазу приоткрывается бездна звёздного космоса, день же – это сияющий прекрасный покров, который накинут на эту бездну, прикрывает на время непостижимые тёмные глубины. Усложняет и усиливает данную систему взглядов структурный параллелизм, на котором строится образная система в поэзии Тютчева. Параллель между устройством внутреннего мира человека и божественным мирозданием. Человек – частица природы, которая тоже содержит в себе и этот хаос, и эту бесконечную тьму и глубину, и это чистое сияние дня.
Особенности изображения природы Тютчевым
· Природа живая, имеет душу и разум. Все природные явления одушевлены, этот эффект создается в том числе при помощи приёма олицетворения (в начальных классах все учат стихотворение «Весна», в котором зима предстаёт злобной старой ведьмой, на смену которой спешит шаловливая весна – «прекрасное дитя»).
· Природа живёт своей тайной жизнью, человек не способен постичь все тайны вселенной, но может услышать её голос, природа говорит с ним на своём языке (например, многообразие звуков в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах»).
· Дневная природа (мы помним, что день – это «покров над бездной») полна любви, сияния, торжества жизни, ленивой неги. Ночная природа – неведомая таинственная бездна, скрывающая «древний хаос».
· Природа явлена в лирике Тютчева в четырех натурфилософских стихиях: Огня, Воды, Воздуха, Земли. Образ солнечного света – божественной животворной силы. Свет – условие существования матери-земли, как и вода.
· Все явления природы находятся в непрерывном движении, колыхании, которое порождает обилие звуков (подробно об этом - в разборе стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»).
Параллелизм образов «природа - человек»
· Человек - часть единого процесса космического существования, этап развития мирового разума. Цель существования природы – непрерывная цепь развития материи и духа ко всё более сложным формам разума. Поэтому вся человеческая жизнь в лирике Тютчева – лишь «рифма к природе», сам человек – только «мыслящий тростник».
· Всякому человеческому движению души и жизненному этапу есть параллель в природе. Например, цикл жизни аналогичен годовому циклу смены времен года: весна – рождение и юность, лето – пора зрелости, игры жизненных соков, осень – старость, пора сбора урожая, подведения итогов, тихое наслаждение жизнью перед зимой, олицетворяющей старость, дряхлость, переход в смерть.
· Структурный параллелизм на уровне образов и композиции стихотворений, которая часто делится на две части – «о природном состоянии» и «о состоянии человека». Но часто даже такого «водораздела» не происходит в стихотворении, параллелизм ощущается порой внутри одного образа (например, образ парящего в небе коршуна ассоциируется с мыслью человека о мироздании, с его желанием воспарить над своим земным существованием – см. стихотворение «С поляны коршун поднялся…»).
· Мысль о разладе природы и человека, появление которого вносит дисгармонию в стройный хор природных звуков (см. стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…»). В этой разобщённости – главная трагедия существования человека, и этот раскол происходит в сознании человека, мыслящего себя отдельной личностью, а значит, это отчасти его собственный выбор.
· Осознание равнодушия природы и разобщённости с ней мучительно для человека, но выход только в растворении в ней, то есть в смерти (сравните с мотивом слияния в любовной лирике Тютчева).
Задание.
Напишите сочинение на одну из тем, предложенных в открытом банке заданий ФИПИ.
1. Какую роль в поэзии Ф.И. Тютчева играет приём противопоставления? (Не менее трех стихотворений)
2. В чем необычность изображения мира природы в лирике Ф.И. Тютчева?
3. Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике?
4. Мир природы в философской лирике Ф.И. Тютчева. (Не менее трёх стихотворений)
В качестве материала для анализа используйте следующие стихотворения Тютчева из кодификатора ЕГЭ:
«Полдень»
«Певучесть есть в морских волнах…»
«С поляны коршун поднялся…»
«Есть в осени первоначальной…»
«Не то, что мните вы, природа…»
«Природа – сфинкс. И тем она верней…»
Дорогие читатели! )))
Если вам оказался полезен контент на моём канале, не стесняйтесь нажимать "палец вверх"!
Это мотивирует меня создавать для вас новые статьи на тему "Сдам ЕГЭ по литературе на все 100!!!" )))