Найти тему
Про.Госзакупки

Особенности закупки по 44-ФЗ в сфере естественной монополии

Оглавление

Возможные случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены статьей 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ). Такие закупки составляют значительную часть всего объема закупок. Вместе с тем, специалисты по закупкам не всегда уделяют должное внимание особенностям осуществления закупки у единственного поставщика и не отслеживают актуальную информацию по их применению. Однако, наши законодатели не сидят на месте и готовят нам нововведения.

Ситуация с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ яркий тому пример.

Указанная норма допускает заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее – Федеральный закон № 147-ФЗ), а также услуг центрального депозитария. Если услуги центрального депозитария не сильно востребованы, то вот закупки у естественных монополий осуществляются всеми заказчиками.

В случае применения указанной нормы заказчикам следует руководствоваться частью 1 статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ, которая определяет, какой предмет закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ к сферам естественных монополий относятся:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам ;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки ;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей ;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 №637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" (далее - Постановление №637) установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной электросвязи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам.

В Постановление №637 с 01.01.2021г. Правительством РФ внесены изменения, в соответствии с новой редакцией из перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба (далее – Перечень):

услуги предоставления междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных с 01.01.2021г. исключены.

Следовательно, с 01.01.2021г. заказчики не могут закупать по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ междугородную связь, наряду с международной, сотовой связью и услугами доступа в сеть «Интернет». Такие услуги придется закупать на общих основаниях (по пункту 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ либо конкурентной закупкой).

Услуги по передаче электрической энергии

Также в перечне сфер естественных монополий находятся услуги по передаче электрической энергии, иногда этот предмет путают с заключением договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, для которых установлен отдельное основание заключение договора - пункт 29 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

Для определения правильного основания заказчикам следует учитывать Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об электроэнергетике", который определяет основные понятия в данной сфере. В частности, под услугами по передаче электрической энергии понимают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Для заключения договора с сетевой организацией на оказание таких услуг следует применять пункт 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, поскольку эти услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Специфика услуги по передаче электрической энергии состоит в том, что она оказывается через электрические сети и найти заказчикам сразу две сетевые организации между которыми может возникнуть конкуренция практически невозможно.

К договорам энергоснабжения или договорам купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии применяется пункт 29 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ. Под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. При этом гарантирующий поставщик сам может не производить электрическую энергию, а покупает ее на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) для последующей продаже потребителям.

Таким образом, сетевая организация обеспечивает поступление электроэнергии заказчику через присоединенные сети, а гарантирующий поставщик покупает эту электроэнергию для заказчика на оптовом рынке. Возможны ситуации, когда сетевая организация и гарантирующий поставщик являются одним юридическим лицом либо гарантирующий поставщик смог договорится с сетевой организацией о том, что он будет собирать плату за передачу электрической с потребителей. В таких случаях, между заказчиком и гарантирующим поставщиком заключается договор энергоснабжения.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В остальных случаях между заказчиком и гарантирующим поставщиком заключается договор купли-продажи электрической энергии.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры

Весьма непростым является и определение основания закупки услуг водоснабжения и водоотведения. Многие ошибочно полагают, что в таких случаях надо применять исключительно пункт 8 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, где прямо указано на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению как предмет закупки. Вместе с тем, они забывают про водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, которые являются сферами деятельности субъектов естественных монополий, а значит основанием заключения контракта должен быть пункт 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») определяются следующие понятия:

  • нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц;
  • централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
  • централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Таким образом, необходимо различать водоотведение (водоснабжение), осуществляемые с использованием централизованной системы водоотведения (водоснабжения) и с использованием нецентрализованной системы водоотведения (водоснабжения).

При этом признаками водоотведения (водоснабжения), осуществляемого с использованием централизованной системы водоотведения (водоснабжения) являются:

  • органом местного самоуправления для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определена гарантирующая организация и установлены зоны ее деятельности;
  • каналы (коллекторы) с помощью, которых осуществляется водоотведение (водоснабжение) указаны в схеме водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа как технологически связанные с централизованной системой водоотведения (канализацией);
  • водоотведение (водоснабжение) осуществляется на основании договоров заключенных в соответствии с типовыми формами договоров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Необходимо отметить, что оплата горячей, питьевой и (или) технической воды и (или) оплата услуг по водоотведению осуществляются по тарифам исключительно при осуществлении водоотведения (водоснабжения) с использованием централизованной системы водоотведения (водоснабжения). При этом водоотведение (водоснабжение) с использованием нецентрализованной системы водоотведения (водоснабжения) осуществляется на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы, тарифы к данной деятельности не применяются.

На основании изложенного можно было бы предположить, что контракт на водоотведение (водоснабжение), осуществляемые с использованием нецентрализованной системы водоотведения (водоснабжения) должен заключатся на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ. Вместе с тем, по его условиям услуги должны оказываться по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), как и при осуществлении водоотведения (водоснабжения) с использованием централизованной системы водоотведения (водоснабжения).

Следовательно, пункт 1 и 8 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ указывают на осуществление водоотведения (водоснабжения) с использованием централизованной системы водоотведения (водоснабжения).

Из письма Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2014 г. N Д28И-1889 "О направлении ответов на поступившие вопросы" можно сделать вывод о том, что выбор определенного основания для заключения контракта из п.п. 1, 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ зависит от статуса контрагента и вида заключаемого договора. Контракты, заключаемые на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть заключены исключительно с субъектом естественной монополии, то есть с хозяйствующим субъектом, занятым производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Информация о субъектах естественных монополий включается в Реестр субъектов естественных монополий в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, который размещен на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы.

В письме ФАС России от 23.06.2015 N АЦ/31173/15 отмечается, что наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием применения пункта 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам). На основании данного пункта возможно заключение контракта с организациями - поставщиками соответствующих ресурсов, не являющимися субъектом естественной монополии. При этом в контракте не должно быть указано о том, что водоснабжение и водоотведение осуществляются с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Подписывайтесь на наш канал , чтобы быть в курсе последних новостей в сфере закупок.

Предлагаем ознакомиться с другими материалами:

Разработана инструкция по расчету НМЦК товаров для учета квотирования по 44-ФЗ;

Изменился код КВР для учета коммунальных услуг;

Медицинские маски иностранного происхождения попали под запрет .