Как проверить понимание речи малышом в возрасте от одного года до полутора лет
Речевое развитие крохи
Годовалый ребенок правильно реагирует на многие слова и фразы, обращенные к нему. По вашей просьбе он продемонстрирует «ладушки», покажет свой носик, поищет и найдет глазами маму… Он чутко улавливает интонацию взрослой речи: верно откликается на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.
Как правило, слова из уст ребенка начинают звучать в конце первого года жизни. Дети этого возраста могут активно использовать более десяти слов. Иногда в своем речевом развитии девочки на три-четыре месяца опережают мальчиков.
Период, в который малыши уже пытаются разговаривать, строго не определяется, он наступает у них в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды - все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи.
Маленький эксперимент
Итак, пришло время для первого в жизни крохи своеобразного тестирования. Попросите кого-то из родственников или знакомых провести его. Мама для роли экспериментатора не подойдет. С этой ролью хорошо справятся бабушка, тетя малыша или подруга мамы, которые редко общаются с ним. Взрослый человек должен дружелюбно и спокойно вести эту проверочную «беседу». Вот примерное ее содержание.
Приготовьте зайца (куклу) и еще несколько хорошо знакомых малышу предметов (книжку, пирамидку, машинки, собачку и т.д.), коробку и кубики.
Сначала проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя. Предположим, он играет с паровозиком. На обращение к нему по имени, он поднимает голову и, улыбаясь, смотрит на взрослого.
Попросите малыша дать вам называемый предмет из тех, которые находятся в комнате. На просьбу «Миша, принеси мне книжечку» - он берет ее в руки и протягивает вам.
Предложите ребенку показать у зайца какую-либо часть лица или тела. Дайте ему игрушку, и на вопрос "Миша, где у зайки ушки?" - мальчик показывает их.
Пусть ребенок найдет аналогичную часть лица или тела у себя: "Миша, покажи, а где у тебя ушки". Мальчик прикасается руками к своим ушам.
Попросите его дать называемую по характерному признаку игрушку из нескольких таких же: "Миша, принеси мне, пожалуйста, маленькую машинку". Ребенок берет в руки именно ее и протягивает вам.
Предложите малышу произвести с предметами определенные действия. Это задание может усложняться в зависимости от его возраста и развития. На просьбу «Миша, пожалуйста, сложи все кубики в коробку» – мальчик собирает и старательно укладывает их.
Попросите ребенка совершить те или иные движения руками, ногами, головой… Меняйте одну формулировку на другую: "Миша, потопай ножками; Миша, закрой глазки; Миша, похлопай в ладошки". Мальчик выполняет эти действия и смеется.
Если малыш хорошо справился со всеми заданиями, то нет причины для беспокойства по поводу его понимания речи окружающих. Очень скоро он и сам заговорит.
Имейте в виду
Самые лучшие развивающие игрушки, специальные передачи или обучающие программы не смогут заменить детям общения с родителями и другими близкими им людьми. Общение всегда было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Татьяна Порецких