Найти тему
Джонни

Дознание о св.Антонии Римлянине.

На рисунке собор Рождества Богородицы Антониева монастыря , западный фасад.

Сейчас узнать о человеке можно просто , по анализу ДНК, данными из интернета, и тд. Что делать ,когда человек умер 900 лет назад, как реконструировать его жизнь, и вообще можно ли это сделать ?

Да -можно.

К примеру, проведем дознание довольно известной личности в истории Киевской Руси.- Антонии Римлянина, основателя монастыря в Новгороде Великом.

О личности основателя Антониева монастыря Антония Римлянина написано было достаточно. Согласно общепринятой агиографической традиции, он православный христианин, прибывший в Новгород из Италии, спасаясь от преследований римской католической церкви. Причем, прибыл Антоний в Новгород, проплыв за три дня весь путь на камне.[1] Современная историческая наука добавляет к вышесказанному: Антоний Римлянин, возможно, не был православным монахом, принадлежал, предположительно, к Ирландской церкви. В доказательство предположения об ирландском происхождения св. Антония Римлянина приведём следующие тезисы:

1. Кельтский агиографический мотив жития Антония - его плавание на камне.

2. Деление Кириком - доместиком Антониева монастыря в его ученом трактате часа на пять частей аналогично делению Симеона доместика английского бенедиктинского аббатства св. Кутберта в Дареме.

3. Совпадение способов звонов новгородских и английских колоколов.

4. Использование при возведении здания монастырского собора в качестве модуля английского фута.[2]

Дополнительные сведения о религиозной принадлежности св. Антония Римлянина можно получить из” Духовной Грамоты Антония”[3] и из “Вопрошании монаха доместика Антониева монастыря”- Кирика.

В своем завещании св. Антоний говорит о трудностях, выпавших ему при устроении монастыря и при введении определенных правил жизни, может быть, более строгих, чем в княжеских монастырях Новгорода: «И паше по чужеи земле ни вдвое, но во едино, ни себе покоя ни даше ни братьям ни сирот (крестьянам) и адъ хрестьянам (христианам) досаждая. Да то все управиться мате Божия, что есмь беды приях о месте семъ (т.е. в Новгороде Прим. М.А.)”. И далее Антоний завещает своим преемникам: «А се поручаю Богу Свить и Богородицы и крестьянам ж даю свободу, и поручаю место се на игуменство хоть мое слово худое преступит ему бог и святая Богородица или бог отведет. А кого изберут братья, но от братъи и иже хто в месте семъ терпит. А который брат наш да от места сего начнет хотите игуменства или мздою или насильем да будет проклят. Или ото князя начнетъ по, насилию дъяти кому или по мзде начнет кого ставити, или ж нъ станет насильством творить на месте съм да будет проклят. Аще Сью грамоту хто преступит, да будет проклят, тремя сто святых отец и осъмъю на десясять и буди ему со Иудою причастие” [4] Выступая против симонии, Антоний в своем завещании настаивает на избрании игумена монашеской братией, только из числа братии, что аналогично и правилам бенедиктинцев.[5]

В “Вопрошании доместика Антониева монастыря» Кирика мы так же обнаруживаем схожие с бенедиктинскими мотивы. Так, Кирик уточняет меру церковного наказания епитимии за нарушение христианской морали. На основании комментариев Кирика М.В. Мурья нов отмечает знакомство самого Кирика с правилами английского Бонифатия.[6] Кроме этого, очень интересным для нас фактом является исходящий от Кирика запрет на странствия; “ А еже се рехъ идут в сторону (чужую землю) и Иерусалим к святым, другим, аз бороно (не велю идти). Сде велю доброму ему быти».[7] В. М. Ковалева, исследовавшая вопрос о религиозной принадлежности Антония Римлянина, указывает на то, что осуждение странствий Кириком заставляет нас вспомнить обет бенедиктинского монастыря, предписывающий оседлость, верность месту.[8]

На основании вышеприведенных сведений из «Духовной» Антония и «Вопрошании» Кирика мы можем реконструировать схему устава св. Антония, с его общежитием, правилом избрания игумена, обетом оседлости, которые близки к типу и характеру уставов бенедиктинского ордена и других орденов, близких бенедиктинскому.[9] Обобщая вышесказанное. мы можем говорить о принадлежности Антония к Ирландской ветви Бенедиктинского ордена.

[1] Жизнь преподобного Антония Римлянина Новгородского чудотворца. Новгород 1962г.; Жития святых Российской церкви, месяц Август СПб. 1858г.; Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина //Новгородские Епархиальные Ведомости. 1912г., № 26. С. 922.; Голубинский Е. История Русской Церкви. М., 1901г.

[2] Мурья нов. М.Ф. О Новгородской культуре Х11в.// SACRIS ERUDIRI.XIX. 1969 -1970 г . / BRUGGE:1970/ С.415-436 / Мурья нов М . Ф . “ Звенят колокола вечна, в Великом Новгороде” (Славянские параллели) //Славянские страны и русская литература. Л. 1973г. С 240-242. Мурьянов М.Ф. Русско-Византийские церковные противоречия в конце Х1в. //Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе М., 1972г. С. 220

[3] Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.Л., 1949г. С.159-160

[4] Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.Л., 1949г. С.159-160.

[5] Карсавин. Л.П. Монашество в Средние века. СПб., 1912г.С.27

[6] Мурьянов. М.Ф. О Новгородской культуре Х11в.// SACRIS ERUDIRI.XIX. 1969, -1970 г . / BRUGGE: 1970/ С.415-436.

[7] Н.М. Карамзин История Государства Российского М. 1991г., прим. 380 с, 337

[8] Ковалева В.М. К вопросу о западной ориентации устроителя Рождественского монастыря в Новгороде Антония Римлянина //Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Новгород Новгородский Государственный университет. 1993г. С. 130

[9] Ковалева В.М. К вопросу о западной ориентации устроителя Рождественского монастыря в Новгороде Антония Римлянина //Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Новгород Нов. ГУУ. 1993г. С. 130