Существует достаточно распространенное заблуждение, что барабан является самым древним инструментом. Кроме того, у самого простого на вид инструмента существует около тысячи различных разновидностей. Музыка в привычном для нас варианте возникла, порядка 40- тыс. лет до н.э. , а использовалась в основном в ритуалах захоронения, через музыку шаман производил связь с нематериальным миром духов и договаривался о дальнейшей судьбе покинувшего мир. Археологические раскопки позволяют установить, что первым и самым простейшим музыкальным инструментом стал отнюдь не барабан, а музыкальная флейта, т.е. костяная дудочка из останков птиц. В XX в. в Медине советскими археологами был найден комплект ударных костей, который использовался для создания шумо-музыкальной композиции, углеводородный анализ позволил установить, что произведен простейший набор был 22 тыс. лет назад, что отделенно напоминало ударный инструмент, но все равно не являлось им.
Кстати: Пионерский барабан не содержал в своей конструкции вставок из металла, вместо них использовалось дерево, реже пластиковые окантовки, поскольку музыкальный инструмент был рассчитан на хрупкое телосложение ребенка. В комплекте с барабаном поставлялись деревянные ударные палочки, а ремень и мембрана были выполнены из кожи, что для современного обывателя, который привык покупать даже обувь из синтетики, выглядит роскошью. Среднестатистические габариты изделия, согласно ГОСТу корпус: 302 мм. Высота: 85 мм. Масса: 1,6 кг.
Пародоксально,но ритм биения сердца схожий с ударной композицией барабана - это первичное, что чувствует ребенок в утробе матери на тактильном уровне, но сам барабан появился примерно 3600 тыс. лет до н.э. в период перехода от Неолита к Бронзовому веку.
Массовые археологические находки данного инструмента на территории Европы (Дания, Чехия, Германия) относятся к позднему неолиту, найденные барабаны были выполнены в форме глиняного кубка, обтянутого кожей, возник данный инструмент, как в Китае, так и Европе практически одновременно 3600 лет назад. В Африке, которую ошибочно считают родиной барабана, тогда как, первый барабан в Африке был найден на территории государства Мали и датируется XIII в. (барабан "Джембе").
Для России, которая как известно, находится в срединном положении между Востоком и Западом, барабан в качестве музыкального инструмента стал доступен сравнительно поздно. В XVI в., во времена Смуты, князь М.В. Шуйский Скопин, который по личному поручению Василия Шуйского занимался вербовкой шведских полков для нужд подавления восстания Ивана Болотникова (1606 -1607г). Помимо привычного стрелкового вооружения, шведские полки, которые перешли под командования Скопина Шуйского по "Пакту Годунова Вазы" для устрашения врага и поднятия боевого духа, использовали военных музыкантов барабанщиков, что особенно понравилось молодому полководцу при подавлении гражданской войны в Московской Руси.
Вместе со Шведским барабаном, который использовался на вооружении полков с XIII в., в Московскую Русь еще проникла интервенция и феодальная война, поскольку шведский король Эрик XIV Ваза не был признан в большей части Европы в качестве легитимного правителя Швеции. Польский король Сигизмунд Ваза, который по праву преемственности крови имел реальные права на престол, но не имел фактической поддержки у шведской знати. После ввода шведских войск в Россию, король Польши расценил данный шаг, как предательство и ,заручившись поддержкой части российской, антишуйско настроенной оппозиции совершил симметричный ввод, но уже с целью ликвидации московской самоорганизованной государственности, что возымело свои печально известные плоды.
Второй виток интереса, но уже в рамках массовой популярности возник в период Стрелецкого бунта, в так называемый разгар Хованщины (1862 г.). Одно из требований, которое выдвигали стрельцы, заключалось в единоличном с их стороны праве, на производство барабанов в обход около государственных коррупционных структур. Такой острый интерес, со стороны военного сословия, был вызван прежде всего из-за особенности барабанного набата, воспроизведения которого в полевых условиях позволяло оперативно возвещать полки о начале наступательных действий, а следовательно избегать случайных потерь. Требования стрельцов, пробудил популярность у гражданского населения, сработал принцип:"Если что-то сильно требует, значит данный предмет, очень важен и делает носителя уникальным", а любознательность,как известно - один из двигателей прогресса. В советских детских лагерях, барабанщики выполняли туже функцию, что и музыканты в стрелецких полках, но уже в мирных целях, возвещая о начале нового дня.