"Частица Вселенной" - работа Алёны Званцовой, очень неплохого нашего отечественного фильммейкера. Не скрою, с большим удовольствием я посмотрела этот 8-серийный проект. И в какие-то моменты была очень увлечена зрелищем.
Работа была проделана большая, достойная. Относительно правдоподобия "космических" сцен мне судить трудно, я не специалист. но что-то мне подсказывает, что консультанты у фильма были. Поэтому вот лично у меня, человека от космоса далёкого, не возникло ощущения того, что мне подсунули клюкву.
Возможно, я ошибаюсь. Но создатели фильма были точны в мелочах, а это всегда убеждает зрителя в том, что он смотрит на "взаправдашние события". Ибо, как говорил Гёте: "Подробности - бог!"
Но есть, есть у меня и претензии. И очень большие к этому сериалу. И самая большая, самая отчётливая - претензия к центральному женскому образу - образу Нади Каманиной (В. Исакова).
Я понимаю, что в фокусе у нас - космонавты. И фильм как бы о мужчинах. И как бы женские роли здесь - второго плана. Но это иллюзия. Мы имеем дело, кто бы что ни говорил, с мелодрамой. Ни с триллером, ни с психологической драмой, а с мелодрамой.
То, что имели в виду авторы и то, что они анонсировали - это одно. На выходе получилось то, что получилось. История отношений мужа и жены Каманиных. С их разрыва история начинается, их соединением она заканчивается. И всё вертится вокруг их страданий и переживаний именно любовного толка.
С женскими образами в нашем кино всё плоховато. Наши авторы видят женщину, как существу глубоко зависимое, объектное, предмет желаний, вожделений и манипуляций. У нее нет воли, нет желаний, нет осознанных чувств.
И Надя Каманина - яркий тому пример. Она мечется между двух мужчин, она подвергается манипуляциям психолога и даже выбор в пользу мужа она принимает только благодаря той работе, которую проводит с ней психолог Шутов. Она НИЧЕГО не делает сама. Даже когда в самом начале говорит мужу, что любит другого, то тут же оговаривается, что этого от нее потребовал мужчина, которого она любит. И когда в конце она делает выбор в пользу мужа, то происходит это только после того, как авторы искусственно принизили образ её любимого мужчины Геннадия (С. Пускепалис). заявленная, как самостоятельная и самодостаточная личность, Надя на поверку оказывается маловменяемой тряпкой.
На этом фоне другая жена - домохозяйка Лариса (А. Михалкова) - выглядит просто исключительно самодостаточной женщиной, потому что решение уйти от мужа она принимает вполне самостоятельно и не делает ни одной жалкой попытки, как говорится, "склеить семью", не поддаётся ни на одну провокацию в эту сторону. За что ей - браво. Точнее, браво авторам, создавшими (уверена, совершенно неожиданно для них) такой образ.