Найти тему
Центр Агроаналитики

Северная деревня в картинах Василия Переплетчикова

Рубрика: «Культурная среда»

«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.

Переплетчиков Василий Васильевич (1863-1918)

Русский живописец-пейзажист, график. С ранних лет обучался живописи частным образом под руководством А.А. Киселева. С 1872 года он вольнослушателем посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался у В.Д. Поленова. Изначально он намеревался изучать архитектуру, но после знакомства с И.И. Шишкиным полностью посвятил себя живописи.

«На реке» — 1897
«На реке» — 1897

Несомненно одаренный и обеспеченный благодаря семье молодой художник выставлялся в каталогах со студенческих лет. Постепенно он завязывал всё больше знакомств в творческих кругах: ездил на этюды в Звенигород с И.И. Левитаном и С.А. Коровиным, на Волгу с С.А. Виноградовым. Вместе с другими выпускниками училища участвовал в запуске «Периодического выпуска рисунков русских художников» с литографией «Кама у пьяного бора». Стал преподавателем в Училище изящных искусств.

«У большой реки» — 1912
«У большой реки» — 1912

Переплетчиков был членом множества обществ и кружков: член и экспонент союза русских художников и Московского общества любителей художеств, член северного кружка любителей изящных искусств, а также участник Товарищества передвижных художественных выставок. Занимался литературой (писал прозу и стихи), много участвовал в общественной жизни и любил путешествовать. Очень энергичный, талантливый и обладающим бесконечным количеством новых идей, Переплетчиков не мог остановиться на чем-то одном. Финансовое положение его семьи избавило его от необходимости зарабатывать себе на хлеб насущный и поэтому направленность его деятельности не исходила от желания получить финансовую выгоду.

«Черемуха цветет» — 1915
«Черемуха цветет» — 1915

Современники живописца ценили его творчество. Его работы приобретали П.М. Третьяков, С.П. Дягилев, Н.А. Львов, Д.В. Высоцкий и многие другие известные коллекционеры.

Неизгладимое впечатление на Переплетчиков произвела его первая поездка на север России – в Архангельск: суровая природа отдаленных мест, полная величия и опасности, силы и могущества, неподвластных человеку. Впоследствии он напишет в дневнике: «Природа суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны. Солнце в этой стране светит целый день, так что теряешь в конце концов представление о времени. Не то день, не то ночь. В безбрежном океане мерещатся миражи, чудятся допотопные животные и в душу невольно заползает мистический ужас». После он каждый год возвращался в те места, каждый раз забираясь все севернее, побывал на берегах Новой Земли, Белого моря и Ледовитого океана. Десятки работ и этюдов, целые серии картин пишутся именно там, создается и оформляется его собственный стиль. На полотнах остались запечатленными и колоритные деревни, селения, с характерными деревянными домами, неприступными градами старинных монастырей, и буйные реки, леса и тихие полупустынные равнины.

«Зимой в лесу» — 1895
«Зимой в лесу» — 1895

Помимо северных пейзажей, Василий Васильевич так же писал и Среднюю полосу России, выбирая преимущественно уединенные и некрупные места. Работы отличаются спокойствием, безмятежностью природы, светлыми тонами красок. Москва является частым сюжетом его картин (он был коренным москвичом, чем очень гордился), даже посвятил ей цикл работ «Исчезающие уголки города Москвы», который был высоко оценен критиками.

«Белая ночь» — 1907
«Белая ночь» — 1907

Переплетчиков считается одной из наиболее значимых фигур в направлении «московской школы». Самими известными картинами живописца можно назвать «На реке», «Черемуха цветет», «У большой реки», «Зимой в лесу» и «Белая ночь». Мотивом большинства его работ стали пейзажи русской природы, ее подчеркнуто национальной стилистикой и характерностью, а также сюжеты деревенской жизни. Сады и изгороди, маленькие деревянные домики, цветущие деревья – вот основные темы его картин. Стиль работы Переплетчикова современные исследователи относят к поздним передвижникам, особенно отличают их камерность. В его пейзажах характерен национальной мотив, сюжет русской природы, с ее неприметной и скромной красотой, которая так дорога глазу художника.

«Пейзаж. Вечер.» — 1901
«Пейзаж. Вечер.» — 1901
«Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя.» — 1907
«Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя.» — 1907
«Пейзаж» — 1907
«Пейзаж» — 1907

Текст подготовлен Вероникой Эйдлин.

Другие публикации рубрики «Культурная среда»