Дальневосточная республика как политическое образование начало свою деятельность 12 ноября 1919 года в Иркутске, где меньшевики и эсеры подняли восстание против колчаковцев. Поэтому, Советская Россия не принимала активного участия в начальном ее формировании.
Восставшие образовали так называемый Политцентр и в начале января 1920 года освободили Иркутск от колчаковских войск. Тогда же они вступили в переговоры с Советской России, лидер которой В.И.Ленин не стремился активно наступать на Восток, не имея для этого достаточных сил. Переговоры были проведены 19 января 1920 года в Томске.
Политцентр предложил создать буферное государство между Советской Россией и Дальним Востоком, чтобы избежать столкновения с Японией.
- В начале марта 1920 г. в Иркутск вошла 5-я Армия, установив тем самым Советскую власть в Восточной Сибири. Но дальнейшему продвижению красных препятствовало нахождение японских войск, оккупировавших Забайкалье и Дальний Восток. В этих условиях правительство РСФСР, не имевшее реальных возможностей вступить в вооружённую борьбу с Японией, нашло решение проблемы путём образования демократического, формально суверенного, государства — Дальневосточной республики. Для создания ДВР и обеспечения контроля за деятельностью её правительства со стороны РСФСР в марте 1920 г. было учреждено Дальбюро РКП(б) с подчинением ЦК партии. Ещё в феврале 1920 г. В.И. Ленин направил телеграмму Л.Д. Троцкому, командованию 5й Армии и Председателю Сибревкома И.Н. Смирнову: «…Мы окажемся идиотами, если дадим себя увлечь глупым движением вглубь Сибири, а в это время Деникин оживёт и поляки ударят. Это будет преступление» - монография Л.Кураса и Б.Цыбенова Дальневосточная республика: от «конспиративной квартиры» до «колыбели» Монгольской революции
6 апреля 1920 года была создана Дальневосточная республика (ДВР). Столица - город Верхнеудинск (совр.Улан-Удэ). 21 сентября 1920 года столицу перенесли в Читу.
Жизнь в этом "буферном государстве" была очень насыщенной. Не зря ее аббревиатуру расшифровывали как "Довольно веселая республика".
- Очевидцы так описывали портовый Владивосток в те годы: «Этот окраинный город был тогда похож на какую-нибудь балканскую столицу по напряжённости жизни и на военный лагерь по обилию мундиров. Кафе, притоны, бесчисленные, как клопы… спекулянты, торгующие деньгами обоих полушарий и товарами всех наименований. Газеты восьми направлений. Морфий и кокаин, проституция и шантаж, внезапные обогащения и нищета, мчащиеся автомобили, литературная и прочая богема. Парламенты. Военные диктатуры. Речи с балконов. Мундиры чуть ли не всех королевств, империй и республик. Лица всех оттенков, всех рас до американских индейцев включительно. Белогвардейцы и партизаны, монархический клуб рядом с митингом левых. Американские благотворители. Шпики. Взлетающие на воздух поезда в окрестностях. Пропадающие неведомо куда люди… Перенесите всё это за восемь тысяч вёрст от Москвы, отдайте одну улицу белым, а другую — красным, прибавьте сюда по полку, по роте солдат разных наций, от голоколенных шотландцев до аннамитов и какихто неведомых чернокожих — и вот вам Владивосток переходных времён - Волынец А. ДВР: «Довольно весёлая республика». URL: https://dv.land/history/ dvr (дата обращения: 05.03.2020).
А в приграничной к ДВР Монголии в это время также зрели большие события.
- В июне 1920 г. две подпольные антикитайские группы «Консульский холм» (Д. Бодоо и Х. Чойбалсан) и «Восточное хурэ» (С. Данзан, Д. Догсом, Д. Сухэ-Батор) объединились в Монгольскую народную партию (МНП). Её лидеры решили обратиться за помощью к Советской России - Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Издво политической литературы, 1970. Т. 51. с.79
Имели интерес к Монголии и большевики, которые рассматривали ее как плацдарм "мировой революции на Востоке". Уже в марте 1920 года в Ургу прибыл сотрудник Сиббюро ЦК РКП(Б) Н.Г.Буртман. В мае 1920 года в Урге уже побывала целая делегация из Сиббюро во главе с С.С.Борисовым.
В июне 1920 года в Монголию был направлен уполномоченные НКИД РСФСР по Монголии Отто Иванович Макстенек. Китайские власти его не пропустили и он обосновался в Троицкосавске (совр.Кяхта), откуда начал помогать монгольским товарищам.
О.Макстенек установил тесные связи с С.Данзаном и Х.Чойбалсаном.
- Именно О.И. Макстенеку было озвучено обращение делегации представителей монгольского народа и МНП с просьбой «начать переговоры с правительством Советской России для оказания помощи Монголии в её борьбе за освобождение» - Расстрельные списки: Москва, 1937—1953. Донское кладбище [Донской крематорий]: Книга памяти жертв политических репрессий / под ред. Л.С. Ерминой, А.Б. Рогинского. М.: Общество «Мемориал», 2005. с.106-107
- В ответ О.И. Макстенек выразил уверенность, что монгольский народ обретёт независимость. При этом он извинился за то, что не может принять делегацию официально как представителей монгольского народа ввиду нелегальности положения МНП «при теперешних обстоятельствах международной политики - Российско-монгольское военное сотрудничество (1911—1946): сб. документов: в 2 ч. М.; УланУдэ: Издво ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. Ч. I. 2008. с.208
Таким образом, Троицкосавск стал своеобразной "конспиративной квартирой" монгольской революции. А О.Макстенек ее содержателем. Из Троицкосавска все монгольские делегации отправлялись или в Верхнеудинск или в Москву. Но этим все и заканчивалось. Советская Россия, учитывая сложную обстановку в регионе, не стремилась активно содействовать Монгольской революции.
Но в феврале 1921 года барон Р.Унгерн освободил столицу Монголии - Ургу от китайцев. Вокруг него стали собираться остатки белогвардейских войск. Это стало серьезно беспокоить руководство ДВР.
Поэтому, в Троицкосавске стали собираться все монгольские партизанские отряды под руководством Сухэ-Батора и Х.Чойбалсана.
Они организовали 1-3 марта 1921 года в Троицкосавске первый съезд Монгольской народной партии, которая объявила о начале Монгольской революции. А самое главное, съезд принял решение о формировании первых четырех полков регулярной монгольской армии.