Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

На край района. В начале пути. Вадюга. На Шарчихе.

Николай Валентинов Ну вот и все. Вещи и канистры уложены в лодку. Коробка с продуктами, рюкзак, сумки убраны под носовую палубу. Дождь не замочит. Топливный бак заправлен "под пробку". Мотор опробован. Присели "на дорожку"… "Господи благослови" – отталкиваемся от берега. Мария Николаевна и Витёк остаются на берегу.
Мотор гудит, волна разбегается по сторонам. Дождик прекратился, даже и солнышко проглянуло. Местами "старое" [синее]небо видно… Красота то вокруг какая! Настроение приподнятое. И у меня и у пассажира. Так обычно и бывает в начале путешествия. Сборы и волнения остались позади. Илья достет из кармана маленький блокнотик и ручку:
- Перед походом выписал из книги Клещина, о его путешествии по Пинеге, названия точек маршрута и километраж. Первый пункт – Сарчема, расстояние 3 километра от Согры.
- Вообще то не три, а около четырех. Вот сейчас за поворотом будет Сарчеменская Тоня, староречина. Сама деревня в стороне от реки, мы только крыши издали увидим.
На реке тихо. Ни лодок
Оглавление

Николай Валентинов

Ну вот и все. Вещи и канистры уложены в лодку. Коробка с продуктами, рюкзак, сумки убраны под носовую палубу. Дождь не замочит. Топливный бак заправлен "под пробку". Мотор опробован. Присели "на дорожку"… "Господи благослови" – отталкиваемся от берега. Мария Николаевна и Витёк остаются на берегу.
Мотор гудит, волна разбегается по сторонам. Дождик прекратился, даже и солнышко проглянуло. Местами "старое" [синее]небо видно… Красота то вокруг какая! Настроение приподнятое. И у меня и у пассажира. Так обычно и бывает в начале путешествия. Сборы и волнения остались позади. Илья достет из кармана маленький блокнотик и ручку:
- Перед походом выписал из книги Клещина, о его путешествии по Пинеге, названия точек маршрута и километраж. Первый пункт – Сарчема, расстояние 3 километра от Согры.
- Вообще то не три, а около четырех. Вот сейчас за поворотом будет Сарчеменская Тоня, староречина. Сама деревня в стороне от реки, мы только крыши издали увидим.
На реке тихо. Ни лодок, ни рыбаков. Для рыбалки на удочку и спиннинг вода великовата. А для ловли сетками сезон уже прошел. Свой километраж в голове держу. Засекаю время. Пересчитываю в уме километры и минуты. Скорость около 10 километров в час. Не слишком быстро. Груженые. По пути рассказываю Томилову о местных достопримечательностях:

- Деревня Сарчема на самом берегу Пинеги стояла. Но река ушла. Под деревней осталось только озеро-староречье. Глубокое очень озеро, Сарчеменская Тоня. Питает его речка Сарчема, потому и не зарастает. Раньше пароходы иногда ошибались и вместо поворота по фарватеру русла реки шли прямо – в озеро. Дойдут до деревни – кругом кусты, река закончилась?
…………………………………………………………
- Там, около леса, деревня Волыново. Река прямо под деревней шла и смыть грозилась. Пришлось бульдозерами прорывать канал и спрямлять русло. Совхозу "Горковский" недешево обошлись работы. Вот это озеро – от той реки старое русло, Выволока называется.
………………………………………………………….
- Улово. Вон в соснячке у самой реки часовня оцинкованой крышей блестит. Нечистая сила в этом месте живет и часовня ее усмиряет. Исстари часовня  поставлена. Иногда нечисть все равно балует и мимо проплываю затаив дыхание, лишний раз не шевелиться, перекреститься…
…………………………………………………………..
- Монастырь. Родная деревня Дины Александровны Кокориной. От деревни только один дом и остался. Было еще несколько заброшенных домов, но сгорели несколько лет назад. По весне траву жгли. Ну и недавняя достопримечательность: часовенку Дина Александровна поставила. Точнее Мишка Попов с Гришей Бечиным рубили и ставили часовенку. Дина Александровна организовала и оплачивала постройку. Красивая получилась. Только с реки эту часовню не видно. Будем подниматься? Не будем.
…………………………………………………………..
- Деревня Великая. А вот в повороте, несколько сотен метров от деревни, проблемное место – обрыв Турлаково. Река смывает ежегодно несколько метров берега, пробивая себе путь к болоту. Вода, идущая весной с болота, промывает глубокие овраги. Дорогу ремонтировать приходится ежегодно, а раз в несколько лет и переносить. Проходящую по берегу высоковольтную линию переносили несколько раз, но столбы снова близко к реке.
……………………………………………………………
- Изевера… Деревенская лиственница на высоком холме коренного берега видна издалека. Лиственницы в деревне – традиция давняя. Всякие кусты да березки около дома – это недавно только стали сажать. От них дома гниют. Закрывают от ветра, от продуха. А раньше только лиственницы да ели в деревне росли. Да еще и окарзана от сучьев снизу до верху, только крона шапкой оставлена. Когда то Изевера тоже на берегу реки стояла. Красиво, наверное, с высокого берега смотреть. Рыбой богато.
…………………………………………………………..
- Чернозем… Издалека блестит оконным стеклом избушка на фоне мрачного леса. Сразу за избой начинается болото. Остатки того же древнего озера, от которого остались Нижнеконские болота да озера. По краю болота, параллельно реке идут три непонятных песчаных гребня. Как будто кто то специально нарыл их, или пропахал громадным плугом. Кто и для чего их создал? Неужели сама природа каким то образом создала такие правильные объекты? По одному гребню мы с Марией Николаевной когда то ходили. Тропинка на устье Пелюги. Высотой и крутизной склонов напоминает железнодорожную насыпь. Параллельно проходит еще одна такая насыпь. Ну и третью, такую же, хорошо видно на снимке из космоса.
…………………………………………………………..
- Поклонная… На угоре в соснячке кладбище нижнеконское. Почему Нижнеконе? Нижний конец Горковских деревень. Верхние деревни – Керга, Согра, Горка. Нижний Конец – Волыново, Пахомово, Великая, Вадюга. От реки на кладбище прорублена просека. В прошлом году в большую воду утонул Толик Иванович, рыбак заядлый и азартный. Больше времени проводил на лодке, чем дома. И в  последний путь везли его на лодке, от реки по этой просеке поднимали на кладбище. Специально для него просеку и прорубили.
…………………………………………………………..
Вот и Макары. Длинное плёсо со спокойным течением. Плавная дуга русла. Острова. Избушка. Причаливаем к берегу. Перекур. Можно выйти на берег, размять ноги. Выношу из под елки канистры с бензином. Стратегический 50-литровый запас. В припасенные пластиковые бутыли и канистрочки разливаем бензин из "двадцатки". Около 5 литров остается плескаться на дне канистры. Это назад, под ёлку,  будет НЗ на обратной дороге. Как раз на путь до Согры должно хватить. Время еще рано. По светлому дойдем до Чашки или даже до Убовой, избы Василия Витальевича Нехорошкова. Там и переночуем. Если сильно задожжит, там и на дневку останемся. Никто нас не гонит, сами себе хозяева. Путешествие должно быть в удовольствие. Если вдруг закончатся… продукты, то до Вадюги слетать – плёвое дело. Там магазин.

Вадюга

-2

Томилин делает записи в своем блокноте. У него мечта – пройти Пинегу на байдарке. От истока до устья. Все семьсот с лишним километров. Помечает, где находятся избушки. Название мест, километраж. Заранее определиться с ночлегом.
Погода не радует. Пасмурно, хмуро. Неприятный встречный ветер. Нос лодки рассекает разгулявшуюся волну, брызги залетают в кокпит. Против такого ветра на байдарке идти сложно.

Путь у нас дальний, грузу значительно прибыло. Некогда пользоваться гостеприимством избы Макары. Отталкиваемся от берега. Дорогу убавлять надо. Чем дальше пройдем, тем лучше. Тем больше времени у нас будет на запланированные исследования. Пока светло Илья щелкает фотоаппаратом направо и налево.

Поворот, еще поворот. Деревня Вадюга появляется из-за прибрежных кустов привычно неожиданно. На высоком берегу видны несколько крыш. Торчат телевизионные антенны. Какая то она, Вадюга, серая и грустная. Ни одного яркого пятна…
- Вадюга – одна из самых древних деревень. Вроде как еще от чуди осталось поселение. Живет сейчас десятка полтора человек. В основном старые. Кто помоложе, давно выехали поближе к цивилизации. Деревня на отшибе, двадцать километров до Согры, да и дорога то не всегда проезжая. Одно хорошо, что рыбалка и охота, места богатые. Рабочих мест в деревне – всего одно: продавец маленького магазинчика сельпо. Шурочка Фофанова-Коробова работает. Но тоже с мужем собираются выезжать – детей нужно учить.
В 70-х и 80-х годах была большой деревней. Ферма, школа, клуб и медпункт. Вся экономика деревни была ориентирована на сельское хозяйство. Но прекратил свое существование градообразующий совхоз "Горковский" и не нужна стала деревня. Какое то время пытались выживать самостоятельно. Из-за отдаленности условия более трудные, чем других деревень. И начали понемногу переселяться. Кто в Согру, кто дальше. Захирела деревня…
Речка Вадюга выпадает из кустов чуть ниже деревни. Собирает воду с болот и озер. Вода в речке чистая, вкусная. Говорят, что даже целебная. Всяких источников, серебряных, кислых, соленых в речку Вадюгу идёт.
На вадюжских озерах я не бывал. Когда то по весне пытались мы с Марией Николаевной по речке проехать, но смогли только несколько сот метров осилить, до моста. А назад - не знаем как и выехать. Речка быстрая, вертлявая, заросшая кустами.

Ночевать расположились в избе на Чашке. На улице, прямо перед избой, большой стол с видом на реку. Столешня явно из какой то двери приспособлена – дверные петли по краю. Портативная газовая плитка быстро кипятит чайник. Консервы, чай. Почти сухпаек.
Над окном на полочке лежит обычная тетрадка. Что то типа "книги отзывовов". Сами хозяева делают записи о своих посещениях. Когда и что в избе ладили. Гости записывают впечатления об успешной рыбалке. Проезжающие туристы оставляют благодарности за предоставленный ночлег.
Главная достопримечательность избы на Чашке – баня. Избу построили и гоят компанией. Мишка Попов с сыновьями, Леонид Иванович Фофанов, Тема Романов, Валентин Михайлович Соболин, пока в здоровье был. Мужики хозяйственные, деловые и рукастые. Изба просторная, чистая, удобная. На две стороны окна. В сенцах ведра, топоры, кастрюли и сковородки. Хозяйство. Даже самовар угольный стоит. Все для удобства и комфорта. Через пару лет, как построили избу, поставили неподалеку баньку. Все удовольствия на рыбалке и охоте. Зимой выезжают туда на снегоходах, весной и осенью на лодках. По малой воде на машине можно добраться, к самой избе только через реку перебраться. На снегоходах завозили срубы. Избы, а потом бани. Несколькими снегоходами в сцепке затащили к избе и пятикубовую цистерну. Прорезали дверь, навесили замок. Там хранится особо ценное имущество: станция, бензин, пила.
 Воспользоваться банными парными удовольствиями решаем и мы. Не заперто, значит можно. Когда то спрашивал у Леонида Ивановича, почему баню не запирают. Вроде как сугубо личное и индивидуальное дело, баня. Не пакостят, поэтому и не запирают. Через несколько минут и у нас баня затоплена… Река рядом. Воды наносили быстро. Баночка с бензином в топке печи – дрова даже не очень сухие полыхают. Предыдущие пользователи бани явно не из числа хозяев избы: в баке оставлено немного воды и она заржавела. Да и дверь бани закрыта плотно – не проветривается. Хозяева воду выливают все и бак запрокидывают вверх дном. Дверь оставляют со щелью, подкладывая полено.

Железная печка-буржуйка с горкой камней. Навесной бак для горячей воды. Нагревается быстро. Уже и камни нагрелись. Плеснешь водой – шипят. С ближайшей березы наломали для веника веток. Увязал их по-правильному, такой же тонкой и длинной веткой. Сначала Илья, потом я паримся с веничком из свежей берёзы. На улице как то быстро стемнело. Баню подсвечивает налобный фонарик, с улицы, через стекло окна. Ух как хорошо! Шикарная у них баня. Да в лесу, пожалуй, любая баня покажется шикарной во всякое время. После бани спиться особенно хорошо. Печку в избе не топим. У обоих хорошие спальники. Не мерзнем.

На Шарчихе

-3

06 июля 2017 четверг. Подъем запланирован на шесть утра. На улице светло почти всю ночь. Темного времени в начале лета от силы час-полтора. Не проспали… Похлебали чаю и отчалили от гостеприимной избушки.

Погода пасмурная. Обещанного дождя пока нет. Если будет, то мы готовы. Вещи укрыты от небесной сырости. Не спеша катим вниз по течению. Томилов продолжает записывать  в свой маленький блокнотик встречающиеся избушки. Планы байдарочного похода вниз по Пинеге:
- Надо подбить Полиброду. У него лет шесть назад куплена трехместная байдарка. Не надувная, а каркасная. Старенькая, но в очень хорошем состоянии. Не за дорого. Повезло Анатолию Александровичу с покупкой. Трехместная – самая подходящая для длительного похода. И самим комфортно и груз есть куда положить. Байдарка так и лежит, ни разу на воду не спущенная. Все мечтает сплавится до Осяткино, но не получается. Сейчас в отпуске. Внуков прислали, снова никуда не плывёт. Покажу ему фотки с Пинеги. Подколю…

Немного ниже Чашки изба на Шабалине. Наволок так называется - Шабалин. Сенокосы кого то из красновских. А где она? Вроде бы тут стояла. Место знакомое. Вот тропиночка от воды в угор поднимается… Может спутал? Нет – место для костра и варило есть. Где изба?  Сгорела что ли? Похоже, что сгорела – листочки на ближайших берёзах свернулись явно от жара. Нет времени рассмотреть подробно: навстречу Василий Иванович Старцев на лодке-варенке. Пошел рыбачить  или домой, на Волыново? Моторчик у него поменьше моего.

Убова… Нефтебаза… Усть-Илеша… По берегам часто попадаются лиственницы. Одно из немногих мест, которое любит это капризное дерево.

На устье Илеши сделал первую закладку на обратный путь. Десятилитровая канистру с бензином положил в корни большой сосны на берегу Пинеги. Присыпал прошлогодней хвоей. Тут мало кто ходит. Несколько дней полежит. На обратном пути подберем. Этого бензина как раз должно хватить до Согры. Даже с небольшим запасом. НЗ на Макарах не учитываю. Тот вообще аварийный. Ну и две канистры 5-литровых лежит в багажнике лодки. Это "ефрейторский запас", если вдруг ошибусь с расчетами.

После впадения Илеши река становится шире и полноводнее. Длинное, тихое плёсо с плавным поворотом. Место называется Грязное. Песчаный обрыв – слуда. Изба Олега Молчанова. С реки ее не видно. Показываю Томилину:
- Вон тут, в самом начале обрыва-слуды изба. Хорошая, чистая, просторная. Не запирается. На обратном пути надо постараться пожить тут подольше. Хочу поискать место чудского поселения. Если в 70-е года заметны были следы того поселения, то сегодня не стерты.
Не останавливаемся. Очень неудобный и крутой подъем к избе от воды. И торопимся. Сегодня нам нужно пройти длинный и сложный участок маршрута. Спустится по Пинеге до Выи и подняться по ней вверх. Хотя бы до Гаврилова. А в идеале бы дойти до Пышеги. Там точно есть изба не запираемая, где переночевать можно. Надежда на то, что вода в Вые тоже большая и пройти сможем даже на Казанке.

За поворотом снова длинное плёсо. Заканчивается порогом под названием Шарчиха. Остров на пороге обходим правой стороной. На берегу тропинка. Поднимается от воды и уходит в лес. Чуть вдалеке от берега избушка.
- Я не бывал в ней. Зайдем, глянем?
Причаливаем к берегу. Подсохший ельник. Вековые ели с  опадающей корой. Местами упавшие деревья. Тропинка расчищена. Свежие спилы. Бензопила около реки не проблема – для лодки десяток-другой лишних килограммов вообще не проблема,  не на плече нести. Зато нет проблем с сухими дровами. Удивлен – изба оказалась не заперта. Небольшая, только для двоих. Кирпичная печка с плитой. Нижние ряды избушки белеют свежим деревом. Подрублены (заменены). Место сырое и нижние бревна сруба, окладные, сгнивают быстро.

Погода постепенно меняется в лучшую сторону. Солнышко проглядывает все увереннее. Ласковый теплый ветерок. Курорт! Похоже, что с погодой сегодня нам повезло. В теплой куртке становится даже и жарко.

Предыдущая часть:

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Николай Валентинов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен