После захвата Арабским Халифатом Египта мусульманские ученые начали тщательно исследовать эту невероятную страну. Взгляд их был прикован не только к расшифровке иероглифов, но и к содержимому гробниц фараонов и знатных вельмож. В них они нашли не только забальзамированные тела правителей древности, но и кувшины со странной субстанцией и необычным запахом. Так как та же жидкость использовалась и для тел, сохранившихся в саркофагах, арабы решили, что ее можно использовать как лекарство.
Слово «мумия» имеет персидское происхождение, и переводится как «мед». Понятие обозначало несколько похожих друг на друга веществ, применяемых в медицинских целях. Это пчелиный воск, некоторые лечебные минералы, «иудейский асфальт» из Мертвого моря, кедровая или сосновая смола. Битум, вещество своим «поведением» напоминающее ртуть, тоже называлось мумией: ее добывали из природных колодцев на территории Судана. Субстанцию, извлекаемую из египетских мумий, называли «аль-мумия аль-кубури», т.е. могильная «мумия», и считали аналогичной природным вариациям.
Знаменитые арабские ученые Ибн Сина, Аль-Рази, Аль-Бируни, Моше бен Маймод советовали использовать «мумию» от всех болезней: от язв на пенисе, переломов, опухолей, мигреней, эпилепсии, кашля, расстройств внутренних органов, для приворотов и от магических проклятий.
Другой мусульманский исследователь XII века Аль-Харави писал о том, что могильная «мумия» намного качественнее природной, потому как во время бальзамирования на тело накладывали заклятия, сила которых должна была передаться и пациенту, употребляющему во внутрь жидкость извлеченную из трупа. Постепенно «мумию» начали добывать только из забальзамированных тел: дешевле вещество было достать из саркофагов, нежели в природных условиях. Трупные части фараонов и вельмож, пропитанных исцеляющей жидкостью, можно было купить на рынке. Исламские ученые приобретали мумии не только в целебных целях, но и для того, чтобы попрактиковаться в анатомии из-за запрета на аутопсию.
Целебное вещество из гробниц фараонов привлекало не только арабов, но и евреев, которые также употребляли мумию в пищу, торговали ею и писали руководство по применению.
Используемая литература: Сергей Зотов «История Алхимии»