О фильме «Стрельцов» уже немало написано, в том числе на Дзене. Но сам фильм, наверное, многие посмотрели лишь 23 февраля на телеканале «Россия». Среди таковых был и автор этих строк. В кинотеатре за 30 прошедших лет был дважды: на «Тарасе Бульбе» и «Брестской крепости».
Впечатление от увиденного на телеэкране – ужасающее. В очередной раз убедился, что нынешние авторы при постановке фильмов на «исторические» темы берут от подлинной истории лишь сам факт, имя, событие и накручивают на что-то подлинное горы лжи, глупости, нелепицы.
Это же случилось и со «Стрельцовым». Очередное враньё, глупость, бесталанность снятого.
Я ни в коем разе не отношу себя к знатокам советского футбола, не являюсь почитателем футбольного таланта Стрельцова (не застал, соплеват в ту пору был), о скандальной истории вокруг него помню лишь по отголоскам публикаций в прессе, откуда пошло определение – «звёздная болезнь». Но то, что увидел на телеэкране – ни в какие ворота. В том числе и в футбольные.
Начну с подбора актёра на главную роль. Это смеха ради что ли на роль Эдуарда Стрельцова, красивого, высокого, мускулистого, спортивного парня с «фирменным» коком на голове, выбрали Александра Петрова - щуплого, почти заморыша, невзрачного, с постоянно глуповатой улыбкой, и какой-то мочалкой, вместо шикарной шевелюры, свисающей на лоб? Авторы что, фотографий, кинокадров с молодым Стрельцовым не видели перед съёмкой?
А вся эта из пальца высосанная история бурных, испанских страстей между каким-то словно из пародии про тупых и подлых коммуняк взятым то ли председателем Спорткомитета, то ли куратором от КГБ (куда нынче без этих трёх букв) и Эдиком за обладание наивно-примерной красавицей-комсомолкой Аллой? Почему пародии? Да потому хотя бы, что в те времена и представить нельзя было холостого партийного чинушу на столь высоком посту. А какого-то гэбиста при футбольной команде невозможно представить на совещаниях у Хрущёва. Где он ещё и перечит, почём зря. Не кому-нибудь, а Брежневу.
Тут же нам пытаются впарить какого-то сексуально озабоченного или шибко влюблённого (Аллу готов был в жены взять даже с ребёнком от Эдуарда) Мефистофеля на посту руководителя всесоюзного спорта. А коли это враньё, то и вся киношная криминальная схема «падения» Стрельцова рушится. Хотя бы тот сговор чиновника с якобы изнасилованной Эдуардом девицей, мечтающей выскочить за известного спортсмена замуж.
Да и вся история «морального разложения» юного футболиста с пьянками, загулами в ресторанах, с висящими на шее гроздьями девиц напоминает карикатуры на стиляг из «Крокодила» тех времён.
А уж невообразимая «темнота» парня, при этом без особых проблем закончившего семилетку, так и выпирает с экрана.
Ну, а уж «экзамен» при приёме в комсомол, который принимают не на комсомольском собрании и не комсомольцы, не комитет комсомола, а какие-то партийные чиновники-старпёры – это откуда? Да ещё и с сиюминутной выдачей комсомольского билета.
Может быть, оттуда же, откуда и смена портретов Первых секретарей в ЦК(!) КПСС, где карикатуру (причём некачественную) на Хрущёва меняют на столь же некачественную карикатуру на Брежнева. Неужто у авторов не нашлось фотопортретов тех «вождей»? Или нам пародию кажут?
А каково вам такое: расписывает в ЗАГСе Эдуарда и Аллу то ли уборщица, то ли гардеробщица в годах, с первого взгляда узнавшая 20-летнего футболиста? Не иначе – ярая фанатка «Торпедо». Иначе трудно объяснить популярность и узнаваемость у женщин (к тому же возрастных) футболиста Стрельцова, мало чем уступающую популярности и узнаваемости не сходившего пятью годами позже с телеэкранов певца Магомаева.
На этом фоне гонка отставшего от поезда Стрельцова на грузовике с капустой, ударом по кочану которой перед этим он лихо попадает во флюгер на крыше дома за несколько десятков метров от него – уже не кажется чем-то из области фантастики. Кстати, авторам фильма известно, что вес футбольного мяча доходит лишь до 450 граммов, а тот кочашек раз в пять тяжелее был? Но в нынешнем кино всё запросто.
В действительности всё было проще и прозаичнее: министр путей сообщения СССР приказал остановить поезд в Можайске, чтобы тот подобрал Стрельцова.
Что касается заключительного эпизода, рассказывающего о том, как болельщики чуть не спалили стадион в Лужниках во время встречи советской сборной с бразильцами во главе с Пеле, то и здесь авторы всё переврали, как в старом еврейском анекдоте, поскольку:
«В 1964 году тренер команды получил указание перед игрой в Горьком против команды ГАЗ, проходившей в рамках чемпионата завода ЗИЛ , не выпускать на поле Стрельцова, однако в первом тайме болельщики устроили массовые беспорядки и угрожали даже поджечь стадион, если не выпустят Стрельцова. Руководство ГАЗ пошло на уступки и разрешило выйти игроку во втором тайме, а зрители встретили игрока овацией».
В результате от подлинного Стрельцова в фильме остались разве что его имя да старые фото- и кинокадры, запечатлевшие «гениального футболиста » советской эпохи. На них подлинный Эдуард Стрельцов, а не раскрученный лицедей Александр Петров.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.