Домашнее животное тут совершенно не при чем. Речь о специальном приспособлении, без которого Волховская гидроэлектростанция строилась бы гораздо дольше.
Великая стройка под Петербургом велась 100 лет назад. Сейчас, глядя на вырастающие как грибы новые высотные здания, сложно представить, что в 1920-е годы у советских рабочих почти не было нормальных инструментов для быстрой стройки. Однако, Волховская ГЭС имени В.И.Ленина была построена и запущена всего за 7 лет.
Волховская ГЭС была как Ленинское знамя, или знамя новой жизни. Товарищ Ленин обещал рабочим заводы, крестьянам земли и свет и электричество в каждый дом.
Был принят целый государственный план электрификации советской России, сокращенно ГОЭЛРО. И положить начало всеобщей электрификации страны должна была Волховская гидроэлектростанция. Стройка была под личным "присмотром" и по указу вождя.
Но была одна сложность — у молодого государства было очень мало денег, поэтому экономили на всем. Рабочие спали в общих бараках, где одна койка была на двоих, или даже троих. Отдыхали по очереди — пока один на стройке, другой спит.
Экономили и на рабочих инструментах, строили с помощью "молотка и какой-то матери". Одними из самых востребованных на стройке были так называемые Козоносы. Тяжелая и небезопасная профессия заключалась, как следует из названия, в переноске специальной козы.
Одна из таких коз стоит сейчас как экспонат в музее истории Волхова. Как сказала экскурсовод, деревянная конструкция часто привлекает внимание посетителей, но не каждый сразу понимает, как она должна использоваться, а вот 100 лет назад без такой штуковины не могла обойтись почти ни одна большая стройка.
Коза нагружалась кирпичами или другими материалами, которые было не увезти на тачке, и за рога вешалась на плечи, так можно было переносить сразу значительное количество стройматериалов. Ну а козой ее назвали, конечно за торчащие кривые рожки.
Профессия козоноса была очень сложной физически. Козу нагружали в 15-30 кирпичей, весом по 4-4,5 килограмма и вручную поднимали и спускали по крутым склонам, где было не проехать тачке, или поднимали по лестницам и лесам. Только представьте себе, что значит подняться на пару этажей с ношей в 100 с лишним килограмм — страшно представить.
Посмотреть на деревянную козу и узнать подробно о строительстве ГЭС — первенца ГОЭЛРО можно посетив город Волхов и музей его истории, расположенный в доме инженера Графтио.
Интересно, применяются ли сейчас где-нибудь подобные приспособления, или все строят уже с помощью кранов и лифтов.
Ставьте лайк статье, если материал вам понравился.
Читайте также: Почему в Волхове скупал земли Сименс