Найти в Дзене

Орест Кипренский (1782-1836) .Трагическая судьба романтика

Орест Кипренский (1782-1836) .История судьбы
Автопортрет.
Орест Адамович Кипренский блистательный и виртуозный рисовальщик,гениальный художник, он отличный ученик Петербургской академии художеств. И вот эта школа, она ведь никуда, не уходит. Нужно пояснить это, в 19 веке очень важно от академии никто никогда не отрекался, если спорили с ее ,порядками, с ее взглядами , догмами. Никогда не

Орест Кипренский (1782-1836) .История судьбы

Автопортрет.

Орест Адамович Кипренский блистательный и виртуозный рисовальщик,гениальный художник, он отличный ученик Петербургской академии художеств. И вот эта школа, она ведь никуда, не уходит. Нужно пояснить это, в 19 веке очень важно от академии никто никогда не отрекался, если спорили с ее ,порядками, с ее взглядами , догмами. Никогда не спорили с художественным качеством которые она прививала, а еще нужно помнить ,вот что академия как проводница , когда традиции классицизма,идеи классицизма она внушала ученикам, вот эту благородную мысль о служении. И художник ,настоящий художник он служит, он не зарабатывает своим искусством, он делится с миром, с людьми, с вечностью. Самым важным, самым глубоким и вот эти величавы черты академического искусства, отношения к искусству, как не к чему-то случайному, не к чему-то для личной потребы,а к чему-то невероятно важному, божественно одаренному. Вот это никуда не уходит в художниках эпохи романтизма, это присутствует и в творчестве Кипренского.

А надо сказать романтическая судьба, это всегда нечто про что интересно рассказывать. Очень жаль, что про него написано мало книг. У него история жизни такова, что ее действительно, словно писали вот в этом настроение романтического вдохновения. Даже история рождения Кипренского.

Он незаконно рожденный ребенок, родился у крепостной крестьянки Анны Гавриловны. Поговаривают и сейчас это практически точно известно, что отцом его был помещик Дьяконов, владелец его матери и все-таки мы до конца ведь никогда не узнаем эту тайну, кто-то неизвестный невидимый, шестилетнего ребенка, крестьянского сына устраивают в школу при академии художеств.

Было великолепное блистательное правило, очень мудрое правило ,тот кто поступает в стены академия художеств любого звания, сословия, состояния, он становится свободным и крепостной сразу же, немедленно становится свободным. Потому что художник рабом быть не может. Еще одно интересное правило, выпускники академии художеств, когда заканчивали положенный курс, а он долгие практически вся юная жизнь лет с шести семи, они возрастали до 17 и 18 только тогда заканчивалась академическая школа. Так вот они заканчивали и получали дворянское звание, они не должны были служить в армии. Они должны были служить прекрасному, вот такое отношение к художествам было в России.

Кипренский поступив ребенком в академию художеств, он оставался без фамилии, как незаконно рожденный и фамилию ему придумали. Придумали как гласит легенда, видимо исходя из истории его рождения он же дитя любви, вот и назвали его в память богини любви Афродиты Киприды.. И поэтому варианты написания фамилии в документах академии были разные,, то Кипренский, то Кипринский, то Кипрейский, но так или иначе вот уже это заложило какие-то основы романтической судьбы.

И вот по окончании академии Кипренский полон сил, полон оптимизма, полон вдохновения он готов работать, он готов ехать за границу открывать для себя новые горизонты.Было очень четкое и утвержденное временем долгое правило, на протяжении практически всего 19 века, это соблюдалось. Лучшие выпускники академии художеств обязательно ехали по окончании академии за границу. В качестве пенсионеров, то-есть они ехали бесплатно, за казенный счет получали пенсион, денежное содержание от государства. Все для того, чтобы развивался их талант во славу отечества .Кипренски тоже ждал такой поездке но поехать не мог, были военные революционные потрясения в Европе. Война двенадцатого года сильно нарушила планы, все затормозилось никто никуда не выезжала.

Кипренский ждал и был особенный период его творчестве, вот этот период ожидания ,когда он наверное нервничая,наверное печалясь он все-таки копил силы и он писал портреты. Изумительные дивные портреты и часто говорят, что вот это десятилетие которое он то ли потерял то ли обрел ожидая заграничную поездку и занимаясь портретной живописью она подарила нам особенного Кипренского.

Художника-романтика, да безусловно герои его портретов они все живут на фоне глубокой внемлющей и живой темноты,это тот романтический мрак который несет в себе и тайну и угрозу и который делает ярче свет. И вот на фоне этого мрака лица людей, лица тоже не просто новой эпохи, начала 19 века, а люди романтики, но конечно поэт Жуковского.

-2

Портрет Жуковского. В поэтическом озарение как будто он ловит в себе слушает какую-то вдохновенную строку. Он замирает на фоне мира, неуютного странного страшного, там гроза,буря там развалины замка,а что же еще нужно романтику. Как у Пушкина; Есть упоение в бою у бездны мрачной на краю.

Вот и герои портретов Кипренского они какими бы ни были спокойными,семейными, домоседами уже посеребренными сединами

-3

Или очень очень молодыми

-4

или детьми они словно ждут чего-то прислушиваются ,они никогда не бывают спокойны, это либо внутренние обеспокоенное размышление переживание воспоминание о чем-либо. Либо действительно как будто близкие шаги, дуновение ветра

-5

Порыв чего-то нового, и то новое вот вот охватит и это может быть вот такое прислушивание к самому себе, как у Жуковского и у многих других.

-6

Это может быть счастливое ожидание, как у маленького пажа десятилетнего Александра Челищева, мальчика который не боится. Он тоже на фоне темноты,он тоже в начале совершенно неизвестной дороги, что там впереди, что его ожидает а ему не страшно, это ребенок. Но во-первых он уверен, что добро сильнее зла а во вторых чистая, это душа она готова трудиться, она готова искать и ждать и надеяться и верить. И вот это вот, все невероятное и невероятно красивое смешение чувств в маленьком существе. Оно все получается у Кипренского абсолютно естественно без сентиментальности, без пережима, без но скажем такой навязанной взрослой снисходительности. Нет этот маленький человек живёт сам по себе и ценен и интересен сам по себе.Кипренский абсолютно доверяют своим героем.

А потом долгожданное событие ,он едет заграницу. Италия благословенная которое его оглушила,ослепила великолепными памятниками искусства, музеями библиотеками. Он живет все время он много работает, он общается в светском обществе, а ведь светские сезоны зимние особенно в России, они все проходили в Италии и там было очень много и русских русских любителей искусства, и меценатов. Кипренский моментально приобретает много друзей и знакомых. Он замечательный человек лёгкий в общении он хороший друг, как о нем рассказывали, он прекрасно сознавал что он красив. И это видно в его автопортретах.

Он смотрит на себя в зеркало, а художники же всегда в автопортретах смотрит на себя в зеркало и этот чуть скошенный взгляд, взгляд человека который знает себе цену. Который может чуть посмеиваться над собой или гордиться, я художник ,это взгляд человека свободного.Как и полагается романтическому герою, Кипренский самые герой очень многих своих портретов , слегка растрепанным но это такая живая естественная романтическая растрепанность как-будто это волосы взметнулись из-за ветра, ветра свобод и ветра открытого пространства. И чуть расстёгнут ворот рубашки, для легкого дыхания и такая чистота в широко распахнута взгляде, частота веры и ожидания. Не скепсиса ,не горечи, не усталости пока еще нет.

-7

Автопортрет

И вот там в Риме Кипренский прекрасно проявляет себя, он пишет множество и портретов . Которые пользуются популярностью,и картин где с какой-то хитроумной совершенно манерой, он не то чтобы копирует он дерзновенно повторяет старых итальянских мастеров. И невероятно веселиться когда многие его полотна критики, любители искусства почитатели искусства, ошибочно причисляют к работам старых итальянцев. То есть он бросает вызов, он как Леонардо да Винчи, он пишет свою " Цыганку в легком сфумато"

-8

Черты ,контур лица они дышат, они покрытой серебристой дымкой да и вообще Леонардовское тонкое лицо и вообще у него такая итальянская теплая живопись, чем он не соперник великим Леонардо или Рафаэлю.И пишет он маленькую девочку в позе Рафаэлевского ангела из сикстинской мадонны. Девочку по имени Мариуча, девочку в маковом венке

-9

Это романтический подарок судьбы, это романтическое предвестие того, что такие люди и такие судьбы,они не бывают счастливыми.Эта девочка как рассказывает но не очень точная но все-таки молва.Она была то ли сиротой, то ли была из очень плохой семье, где влачила весьма жалкое существование и Кипренский берет ее свою мастерскую как натурщицу. Это было общее правило и мастерские у художников было время, они буквально день и ночь были наполнены натурщиками разных возрастов. Потому что вдохновение не знает часов и можно было ночью пробудиться и кого угодно брать писать и творить так вот Мариучи бывала у Кипренского часто, потом просто постоянно жила у него ,он занимался с ней как учитель, как родитель, учил ее читать и писать.Просто кормила ее жалел и этот маленький ангел на картине,как символ чистоты, человеческой частоты,которые обязательно должна светить в темном горьком, жестоком земном мире.

А потом случилась историю про которую странно и страшно рассказывать, ее часто даже не вспоминают в биографиях Кипренского, потому что настолько на непонятна и так мало достоверных фактов ,что действительно звучит как легенда . Однажды ночью мастерской Кипренского кто-то зверски убил натурщицу, просто спящую женщину.по-видимому захмелевшую, она не успела вовремя проснуться, закидали ветошью, то есть тряпками пропитанными скипидаром.Этими тряпочками вытирали кисти от краски и подожгли. И женщина натурщица сгорела заживо.

Конечно тут же весе Рим стал обсуждать эту страшную историю, на следующее же утро Кипренского пригласили в полицейский участок и вот то что потрясло полицейских,после столь страшного происшествия, человек который просто обязан быть импульсивным, эмоциональном переживать,художник же. Кипренский был абсолютно невозмутим и с голосом каменным,спокойным он сказал, что понятия не имеет в чем тут дело, и скорее всего это дело рук его слуги который женщину эту ревновал и вероятно расправился с ней в поры ревности, но когда стали искать этого слугу, то выяснилось ,что он внезапно в больнице скончался от какой-то болезни, и никаких следов, и доказательств уже не оставалось Кипренский был отпущен.

Но можно догадаться какой а за ним шла молва, немедленно все что по давала надежду, все знакомства, все покровители,друзья все отшатнулись от него. Знакомые даже переходили на другую сторону улицы,чтобы не здороваться с ним и когда.

Настало время возвращаться в Россию, Кипренский прекрасно понимал, ,что и там его не ждут. Его действительно не ждали, и хотя приехала художником с европейской славой,хотя безусловно имел полное право на место профессора академии художеств, на встречу с царем, что всегда бывало для особо избранных талантливых выпускников Российской академии художеств, ничего этого не было у Кипренского. С ним не встречались не разговаривали, он был изгоем .У него не было заказов и вот это вот все я подробно рассказываю вот почему, именно в этот момент когда Кипренский оказался ,но скажем в таком романтическом вакууме. В ореоле злодея, в реале того с кем интересное и боязно встречаться, именно в это время ему согласился позировать Александр Сергеевич Пушкин.

-10

И получился портрет который все мы очень хорошо знаем,портрет не просто похож, портрет абсолютно живой и не случайно все мы сразу вспоминаем строчку из благодарственного стихотворения Пушкина; "себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит"

Полуается очень интересно Пушкин ответил стихотворением благодарственным,проникновенным и каким-то зашифрованным,как будто они продолжали между собою начатый разговор, а еще остался портрет про которые знают все, но мало кто обращает внимание на очень интересные подробности. Но например на то, что темноватая оливкового цвета стен а за спиной Пушкина слегка выбилена , как будто от него идет сияние, не святости конечно,гения. И показанном с такой точки зрения,что мы понимаем это взгляд чуть снизу.Хотя совершенно очевидно что Пушкин не стоит на пьедестале , он в обычном домашнем виде в сюртуке в шарфике,так вот этот цвет человека вроде бы доступного находящегося рядом и все же недостижимого. Взгляд на человека как будто ты стоишь перед ним на коленях, и взгляд человека которые смотрят такими глазами, какими не видят ни пейзаж за окном, не входящего в комнату. Это глаза того кто видит свой мир, свои тайны свои рифмы.Пушкин здесь небожитель обитатель,поэтического олимпа ,еще у Пушкина разные глаза, это можно проверить даже рассматривая репродукцию, один глаз немножко вытащенный резкий гневный какой-то, именно романтический бросающий вызов. И в то же время полный страха,смятения.Второй спокойный, печальный почти плачущей ,и вот эти вот разные глаза,которые невозможно в обычной жизни обычного человека, они нужны художнику, для того чтобы показать непостижимое.Нельзя это у Пушкина расшифровать понять,говорить с ним на одном языке, потрепать за плечо и спросить как дела. Нельзя, он другой, он не отсюда, он там может быть за это благодарил художника поэт.

А потом Кипренский возвращается в Италию, он возвращается не просто потому что там была другая атмосфера, климат, можно было спокойнее работать и ни потому что ему не дали место в академии художеств. Хотя все эти причины были,было это ощущение обиды, от того что он не встретил никого в Петербурге в России, кто протянул бы ему дружескую руку, если и были то единицы.

Возвращается Кипренский еще вот почему, там его ждала Мориучи , та самая девочка в маковом венке. По одной из романтических версий дочка той самой сгоревший натурщицы. Маленькое Мориучи росла ,Кипренский еще будучи в Италии побоялся ее возвращать преступной родне, и большими трудами, уговорами и не немалыми денежными обещаниями, устраивает девочку в монастырь.

И вот он возвращается в Италию когда Мориучи уже девушка ,и он добивается разрешения жениться на ней.Она единственное живое существо на земле, которые он ощущает как родную ,которая сопровождает его всю жизнь. Он не может без нее жить, огромных трудов стоило уговорить церковное католическое начальство, просто итальянские власти дать согласие на этот брак. Но он своего добился и даже перешел в католичество и женился на своей Мориучи,а потом она превратилась в браке из прекрасные девушки из ангела, из хрупкой мечты в сварливую жену. Которая ругала мужа за позднее возвращение домой, за то что он мало зарабатывает денег своими картинами, за то что от него часто пахнет вином, а он ведь действительно,и ходил в кабаки, и пил вино с какими-то совершенно непонятными людьми, которые по большей части смеялись над ним и он пил.

Потому что вдруг понял что мечты больше нет, это не то чтобы разочарование, это было такое внутреннее опустошение. Его это опустошение можно даже заметить в его поздних картинах

-11

Портрет графини Потоцкой

Они какие-то растерянные что-ли, иногда хромает композиция, они какие-то смутные темные как-будто он торопится ,что-то выговорить, а выговорить не получается. Это рассказ человека которого суровая реальность, грубая, темная, земная жизнь не любящая романтиков просто задавила и он этой борьбы не просто не выдержал, он ее здесь просто больше не хотел, и об этом его последний автопортрет.Больше он уже себя не напишет, но он по-прежнему красив и хотя лицо, уже уставшее, помятое,но глаза, какие все же у него глаза на этом авпортрете глаза пронзительно живые, глаза человека который хочет казаться молодцом.Почти улыбается в глаза наполнены абсолютной трагедией, а еще это тоже очень, важно. Нежной грустью влюбленностью во что хотите в свое предназначение художника, свою судьбу такую странную и страшную такую романтическую. В Моручу которую он любил всю жизнь и которая фактически его и погубила, она однажды не пустила его домой ночевать, он заночевал на крыльце собственного дома, сильно простудился и стремительно умер от воспаления легких ,но так и должно быть с романтиками ведь романтическая идея она возгорается и сжигает самоё себя, и вот пусть это все,вот это настроение, эти истории образы они сопровождают нас когда мы смотрим картина Кипренского они сразу же живут,потому что художника просто смотреть, как автора тех или иных полотен нельзя. Нужно знать о чем он думал и от чего быстрее билось его сердце, и тогда мы тоже побудем хоть на какое-то время великими романтиками влюбленными в красоту и в жизнь.

-12

Последний автопортрет.