Каждый день к нам обращаются работодатели в связи с тем, что они получили штраф ФМС. Просьба их состоит в том, чтобы отменить или хотя бы снизить штраф за иностранца. Изучив досконально этот вопрос, имея большой багаж практического судебного опыта, мы решили сегодня дать инструкцию о том, каким образом снизить вдвое, а может даже втрое штраф за работу иностранного гражданина. Что такое штраф ФМС, чем он грозит, как с ним бороться? И почему именно снизить, а не отменить полностью- все эти вопросы получат отражение в сегодняшней публикации. Это будет полезно и сэкономит Вам сотни тысяч рублей. Кстати, еще одна занимательная статья на эту тему расположена здесь .
Наш подкаст о том как отменить штраф ФМС по ссылке.
Общая информация:
Интересно, что на сегодняшний день самой распространенной санкцией является штраф - денежное взыскание в пользу государства. Штраф ФМС как наказание для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц имеет сразу несколько негативных последствий:
а) сам факт наложения наказания;
б) тяжелые материальные последствия (огромные суммы штрафов).
Говоря о крупных суммах штрафа, мы не преувеличиваем. Речь идет о суммах до одного миллиона рублей. Согласитесь, любому предпринимателю или юридического лицу такая сумма ударит по карману.
Для справки:
Обычно орган в сфере миграции назначает наказание, являющееся самым наименьшим (от менее сурового к более строгому). Но даже учитывая данное обстоятельство, легче не становится: сумма пускай даже в 400 тысяч (минимальная) является неподъемной для субъектов предпринимательства.Почему так происходит? В большинстве случаев работодатели просто не знают всех деталей миграционного законодательства и его практической составляющей. Например, нужно знать о том, что трудовые отношения между субъектами (работодатель и иностранный работник) подчиняются не только нормам трудового права, но и миграционного. Об этом сможете подробно прочитать здесь .
На заметку:
Российское трудовое законодательство распространяется на все трудовые отношения на территории России, независимо от правового статуса или происхождения работодателя и работника. Таким образом, трудовые отношения с участием иностранной компании и иностранного физического лица, работающего в России, в первую очередь регулируются российским законодательством. Исключения могут быть предусмотрены международными договорами России или специальными законами. Большинство двусторонних договоров, предусматривающих такие исключения, заключено со странами СНГ. Наиболее значимым из специальных законов является Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Даже прием на работу иностранного руководителя (генерального директора или генерального директора) подпадает под действие российского законодательства (статья 11 Трудового кодекса).
Существуют некоторые ограничения в отношении видов работ, которые иностранные граждане могут выполнять в России (статья 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2002 № 755). В некоторых организациях иностранцы и вовсе не могут работать.
Существует ряд санкций, которые могут быть применены в том случае, если человек работает в компании без разрешения на работу, патента или разрешения нанимать иностранцев. К ним, в частности, относятся:
а) штраф за работу иностранного гражданина(налагается на руководителя предприятия, должностных лиц предприятия, а также лиц, самостоятельно нанимающих иностранных работников);
б) наложение штрафа на работника с выдворением из России.
Делаем вывод из вышесказанного и перечисляем нарушения, за которые работодатель может получить штраф ФМС:
1. привлечение к трудовой деятельности иностранца, который не имеет соответствующего разрешения;
2. не уведомление о заключении либо расторжении трудового договора.
Давайте поговорим о том, в каких случаях штраф за неоформленного иностранца реально отменить, когда его можно снизить, а когда следует признать его. Эти вопросы волнуют многих работодателей, которые попали в эту непростую ситуацию. Оговоримся сразу, что, основываясь на нашей практической деятельности и практике судов полностью отменить штраф крайне тяжело (если нет "железных" доказательств), а если быть точнее, практически невозможно. Поэтому наша основная задача - минимизировать его. Отметим, что назначение наказания ниже низшего предела - это успех в условиях российских реалий. Поэтому в судах у нас позиция такая: нет, мы абсолютно не согласны со штрафом, мы все отрицаем, вот доказательства, но если вы посчитаете, что наша вина доказана, то просим назначить наказание ниже низшего предела.
Упомянутое выше действие осуществляется в суде. Изучив судебную практику, можно выделить несколько основных условий, при которых штраф за работника иностранца возможно снизить:
а) отсутствуют отягчающие обстоятельства;
б) совершенное действие/бездействие не угрожает жизни и здоровью людей;
в) работодатель внесен в реестр субъектов предпринимательства;
г) правонарушение было совершено впервые;
д) работодатель признал свою вину;
е) заявлено ходатайство о назначении наказания ниже низшего предела. Подробная инструкция об этом расположена здесь.
У вас может возникнуть логичный вопрос: Если отсутствует одно из указанных выше условий, то штраф за работу иностранного гражданина снизить не получится?
Отвечаем: Получится! Чем больше условий, тем выше шанс получить наказание ниже низшего предела. Однако, даже если работодатель совершил правонарушение во второй раз, например, это не отнимает у него возможности на снижение штрафа. Такое было в нашей практике и при этом все закончилось удачно для нашего клиента. Всю нашу практическую деятельность вы можете изучить в этом разделе. Кроме этого, о некоторых наших практических ситуациях мы поделимся здесь:
Случаи из судебной практики:
1. Основной смысл дела: органами МВД была проведена проверка, целью которой выступало соблюдение иностранцами режима пребывания, а также их трудовая деятельность в торгово - офисном центре. В ходе ее проведения было обнаружено, что юридическое лицо ООО «А» привлекло на работу гражданина Узбекистана и использовало его труд (он был подсобным рабочим) без соответствующего разрешения на работу. Директор ООО «А» вину в содеянном признала полностью и раскаялась в том, что совершила. Кроме этого, отметила, что в настоящий момент ее компания не получает прибыли. В итоге суд назначил «более строгий» вид наказания в виде приостановки деятельности.
Интересно, что для компании, которой грозит огромный штраф в размере 400 000 рублей приостановка деятельности на 10 дней - это спасение.
Рассказав этот случай, мы хотели отметить, что замена штрафа приостановлением деятельности вполне можно охарактеризовать как некое средство освобождение от наказания.
2. ФМС (отдел миграционного контроля) считает, что ИП М. привлек к трудовой деятельности иностранного гражданина и не уведомил об этом миграционные органы, тем самым нарушил закон (ч. 4. ст. 18.15 КоАП РФ) и должен быть привлечен к ответственности.
Дело было так: сотрудниками ОКСМ УВД ГУ МВД России по г. Москве проведена выездная проверка, в ходе которой был установлен факт осуществления трудовой деятельности в качестве грузчика гражданином Республики Таджикистан. Мы указали, что есть два документа-первоисточника, которые якобы говорят о виновности лица: показания представителя по доверенности «И.+» и самого иностранного гражданина. Показания «И.+» - это в любом случае показания заинтересованного в деле лица.
Если представитель «И.+» утверждает, что это работники ИП М., то это должно быть на чем-то основано, вряд ли это просто слова, возможно, что приобщен договор межу «И.+» и ИП М. То есть «И.+» говорит, что нам работы оказывал ИП М., следовательно, это его работники. Но в опровержение этого ИП М. указал и приобщил в материалы дела, что это не его работники и предоставил документы, опровергающие это (договор с ООО «П.С.», договор между работником и ООО «П.С.», иные документы). Непонятно почему этим документам даже не дана оценка, ведь они четко показывают, что к этим работникам ИП М. не имеет никакого отношения. Кроме этого, у ИП М. есть объяснения одного из трех иностранных граждан, где тот указал, что не работал на ИП М., тогда каким образом это легло в основу заключения о том, что ИП М. Привлекал иностранцев? Эти объяснения говорят полностью об обратном, если они не переписаны позднее, что будет являться нарушением закона. Все это мы отразили в своем возражении.
Прикладываем его:
Решение по этому делу пока неизвестно. Прикладываем ссылку сайта суда для отслеживания.
Чем мы поможем?
Начнем с самого главного: мы сможем как минимум снизить штраф за неоформленного иностранца. Наши специалисты имеют колоссальный опыт, проверенный временем и успешными делами. С нашими услугами вы можете ознакомиться на сайте .
Итак:
а) для начала, в общении с сотрудниками ФМС (или управление по вопросам миграции МВД РФ), предоставим грамотные письменные объяснения, все приобщим к делу,
б) после этого защитим в суде.
Мы гарантируем минимум:
1. потянем время (сроком на полгода);
2. штраф ФМС будет минимальный.
В случае, если все будет нормально, то снизим штраф или вообще его отменим (однако последнее - редкость, учитывая сложившуюся судебную практику).