С 1 марта на российских дорогах появится новый информационный знак «Фотовидеофиксация». Он заменит существующие сегодня таблички о фиксации нарушений Правил дорожного движения (знак с изображением фотовидеокамеры на белом или жёлтом фоне). Суть новации: автомобилисты не будут знать, на каком конкретном участке ведётся видеофиксация, ведь знак может быть один – перед въездом в город. По оценкам экспертов, это позволит значительно повысить и без того выросшую собираемость штрафов, а также затруднит процесс обжалования постановлений ГИБДД.
Сегодня табличку с изображением камеры можно встретить чуть ли не перед каждым перекрёстком. Это сделано для того, чтобы водители точно знали, где стоит камера и какие нарушения – скоростной режим, стоп-линия, обгон – она фиксирует.
С 1 марта всё поменяется. Согласно внесённым в постановление Правительства изменениям, знак камеры по-прежнему будет обозначать места использования работающих в автоматическом режиме комплексов для фиксации нарушений ПДД. Обновлённые правила оговаривают, что знак 6.22 начнут устанавливать ещё до зоны контроля: вне населённого пункта – на расстоянии 150–300 метров от начала возможной видео- и фотофиксации. Если же речь идёт о населённых пунктах, то табличка появится вместе со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25 – «Начало населённого пункта».
Инициатором нововведения выступило МВД России. В ведомстве, в частности, мотивировали изменения желанием уменьшить количество дублирующих табличек. В качестве ещё одного аргумента приведена информация о том, что сегодня дорожные комплексы в силах выявлять самые разные нарушения: помимо нарушения предписанного скоростного режима, камеры способны фиксировать проезд на запрещающий сигнал светофора, пересечение стоп-линии, движение по полосе общественного транспорта и даже разговоры за рулём по мобильному телефону. Поэтому, считают в МВД, предупреждать обо всём, что зафиксирует камера, при помощи дорожных знаков невозможно.
В ГИБДД России указали, что старые таблички будут демонтированы, это должно случиться до наступления осени.
В 2020 году, по официальным данным МВД, с помощью автоматических камер в отношении автолюбителей было вынесено более 145,5 млн штрафных постановлений. Это на 19,2 процента больше, чем годом ранее. Чаще всего в 2020 году россиян штрафовали за превышение разрешённой скорости движения, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части, проезд на запрещающий сигнал светофора, а также нарушение правил использования ремней безопасности.
Доля штрафов, выписанных с помощью камер, увеличилась до 87 процентов, в 2019 году таковых было 84 процента. Общая сумма таких штрафов выросла с 82,7 млрд до 94,1 млрд рублей. Больше всего нарушителей камеры «поймали» в Москве и Подмосковье, а также в Татарстане, Краснодарском крае и Свердловской области.
Таким образом, штрафы с камер остаются прибыльным делом. В то же время глава государства Владимир Путин неоднократно заявлял, что комплексы автоматической фиксации должны нести функцию контроля за дорожной обстановкой и предупреждения нарушений, отмечает координатор общественного движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова.
«Сейчас никто, кроме самих автомобилистов, не заинтересован в том, чтобы число штрафов сокращалось. И сокращение количества информационных табличек, предупреждающих о ведущейся фотофиксации, – логичный шаг».
Юлия Каблинова
координатор общественного движения «Синие ведёрки»
– Наша рабочая группа при ОНФ «Защита прав автомобилистов» обращалась в различные органы власти, пытаясь доказать, что такие таблички необходимы перед каждой камерой. К сожалению, нас никто не услышал, – пояснила собеседница «Октагона».
По её словам, после вступления в силу поправок водители без помощи приложений на смартфонах, видеорегистраторов или радар-детекторов не смогут узнать о месте расположения камер.
Государство движется к тотальному контролю за своими гражданами, одна из целей которого – получение с них денег в форме налогов или штрафов, утверждает в разговоре с изданием основатель адвокатского агентства «Законовед», адвокат Григорий Сарбаев . По его мнению, очередная новация неудивительна.
«Скоро эти знаки совсем станут не нужны: контроль будет по всем трассам. Следующим шагом, очевидно, станет передача данных из вашего телефонного или автомобильного навигатора о превышении скорости и других нарушениях прямо в систему для выписывания штрафа».
Григорий Сарбаев
адвокат
– Да и «письма счастья» тоже вскоре станут анахронизмом: уведомлять будут по СМС и деньги начнут списывать прямо с банковских карт, – считает адвокат.
Одним из ключевых последствий ноу-хау станет то, что нельзя будет оспорить штраф, ссылаясь на отсутствие соответствующей таблички под знаком, указывает председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров . Ранее такие судебные разбирательства происходили регулярно, утверждает он.
– Теперь же станет всё просто: повесил знак при въезде в населённый пункт – и достаточно. Как в старом анекдоте: видел в аэропорту красный флаг? Вот и не обижайся, – говорит эксперт.
Михаил Белый
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Youtube: https://www.youtube.com/c/Octagon_media
Facebook: https://www.facebook.com/Octagomedia/
Telegram: https://t.me/octagonmedia
ВКонтакте: https://vk.com/Octagon_media
Instagram: https://www.instagram.com/octagon_media_/