Самым редким и дорогим было платье из чистой шерсти с плиссированной юбкой. Шерсть была довольно колючей, складки исчезали при намокании.
Более «демократичными» и приятными в носке были полушерстяные платья с колоколообразными или мягко сложенными юбками. Однако ткань быстро стала глянцевой и приобрела вид тряпки для пола.
В позднесоветский период школьная форма воспринималась многими как элемент тоталитарной системы и инструмент подавления индивидуальности. Но так было не всегда.
Советский Союз не был пионером идеи школьной формы. Он существовал в царской России с той же базовой концепцией дизайна: темный костюм для мальчиков и темное платье для девочек с черно-белым сарафаном для обычных и праздничных случаев.
С 1920-х по 1960-е годы обязательное ношение школьной формы считалось естественным и даже приятным. Уровень бедности в стране был настолько высок, что возможность одеться в красивую одежду вместо изношенных вещей для большинства детей считалась привилегией, а не обязанностью.
Более того, он действовал как способ выровнять имущественное неравенство и сгладить остатки «этнической отсталости», как, например, в Средней Азии.
Школьная форма продавалась в магазинах в каждом уголке СССР и везде стоила одинаково (цена менялась в разное время), чтобы сделать ее доступной для любого семейного бюджета (для менее обеспеченных это было недешево, поэтому было обычная практика — покупать больший размер и брать в руки, чтобы хватило хотя бы на пару лет).
Пройдя рестайлинг в 1960-е годы, форма превратилась в темно-синий полушерстяной костюм для мальчиков с пиджаком почти в стиле милитари и коричневое платье для девочек с двухцветными сарафанами.
В то время как мальчики придерживались одной модели, у девочек было несколько вариантов.
Воротники варьировались от стоячих до различных форм отложных стилей. И они представляли собой настоящий плацдарм для самовыражения.
Теоретически можно было купить дешевые стандартные белые воротнички и манжеты (они были заменяемыми, сшивались самостоятельно и снимались каждую неделю для стирки), но не многие так поступали.
Модницы советского времени
В качестве второстепенного аксессуара даже самые неблагополучные семьи могут позволить себе немного разнообразия.
Воротники и манжеты шились отдельно из гипюра, атласной пряжи и полосок кружева и отделывались оборками или тесьмой.
Те, кто умеет это делать, связали крючком или даже сплели настоящее кружево.
Навыки, полученные девочками на обязательных уроках шитья и кройки одежды в школах, позволили многим из них создавать свои собственные стильные воротники и манжеты без вмешательства матери.
Несмотря на преобладающее требование идентичности в советских школах, когда дело касалось воротников и манжет, воображение и изощренность никогда не осуждались.
Еще один способ выделиться из толпы — надеть белый передник. Черные сарафаны в основном покупали полушерстяные, все в едином стиле.
Девушки носили их, не особо утруждая себя. Но белый сарафан давал больше простора для маневра. Это был самый простой и дешевый вариант, но многие предпочитали шить самостоятельно.
Его можно было сделать из тончайшего гипюра или даже из шелка - со складками, воланами или даже складками на рукавах, а также с воротниками и карманами.
Оно было отделано кружевом в различных аранжировках, с вышивкой и другими необычными деталями.
Еще одним способом самовыражения старшеклассников, начиная с 1960-х годов, была длина школьной одежды. Юбки, независимо от кроя, становились все пугающе короткими.
Школьная форма была отменена в 1994 году, после распада СССР, как пережиток советского прошлого. Однако в 2013 году он был вновь введен в качестве обязательного. Но сегодня стиль, цвет и форма сильно различаются, и каждая школа регулирует их самостоятельно.
Читайте также:
Как точили ножи для Сталина? Секрет идеальной заточки
Какие туалеты были у русских царей?
Зачем танкисты надевали ВЕДРО НА ДУЛО?