Найти тему
Лиса Салливан

Как написать хороший рассказ? Тезисы Дмитрия Быкова

Оглавление

Тезисы собраны из нескольких лекций, в частности — из одноименного видеокурса, который вы можете найти на ютуб (смотрите ниже)

Не со всеми тезисами я согласна, но, как обычно, Быковские лекции ценны тем, что провоцируют активную мыслительную деятельность, выводят погулять за границы дозволенного).

Первый столбец — из цикла лекций о рассказе, второй — из других лекций

◈ По мнению Быкова, последний пункт объясняет, в частности, популярность откровенно графоманского романа «50 оттенков серого».

◈ С наслаждением читается то, что с наслаждением пишется, но с наслаждением, признает Быков, пишется только графомания. Я не совсем поняла, как сам Дмитрий разрешает этот конфликт.

Дмитрий Быков
Дмитрий Быков

Общие тезисы

◈ Роман — то, на чем учатся. Рассказ — самая сложная литературная форма.

◈ Рассказ похож на сон: он такой же короткий и такой же нерациональный. Мы не ждем от рассказа рациональности.

◈ Рассказ ближе всего к поэзии, именно за счет этой схожести со сном.◈ Рассказ не похож на прозу. Информация в нем — не главное.

◈ Сон — это информация, которая для вас важна, значима, она вас трогает.

◈ Для рассказа важен неочевидный посыл, 2-3 неочевидных смысла.

◈ В рассказе важно непрерывно поддерживать заданную атмосферу

◈ Чем больше ружей не выстрелит конце рассказа, тем лучше.

◈ Приключения героя перестали иметь важность, стали важны приключения жанра.

◈ Важна сменяемость жанров на протяжении рассказа.

◈ Сюжет не важен. «Важен не вкус, а запах». Сюжетов (фабул) мало, а литературных интонаций бесконечно много.

Интересность/интрига базируется на:

  • страхе будущего
  • страх другого (к этому пункту Быков также относит секс)
  • страх смерти
-3

Какой должна быть первая фраза рассказа?

◈ Первая фраза должна намекать читателю, что это написано лично для него.
◈ Первой фразой нужно сразу обратиться к внутренней травме читателя.
◈ Хорошо рассказ начать со сложного морального выбора.
◈ Сейчас уже дешево начинать рассказ с диалога или яркого действия, например, секса, но это все еще работает.
◈ Можно начать рассказ с предчувствия.
◈ Самая сложная, тонкая в формулировке даже не первая фраза рассказа, а вторая.
◈ Чем более графоманской, наивной и ленивой будет первая фраза, тем более интересной будет вторая.

Первая фраза рассказа:

  • не должна быть громкой, демонстративной;
  • должна быть неожиданной;
  • должна задавать тональность.

Нюансы и замечания:

◈ Эротика плохо совместима с ужасами и юмором.

◈ Рассказ в одном направлении — как секс в одной позе.

◈ Начинающему писателю важно себя ограничивать.

◈ Рассказ в идеале должен быть страшным (имеется в виду пугающим, волнительным, словно потусторонним, касающимся нетривиальных смыслов).

«Секс довольно труден в описании, потому что секс вообще довольно сложный процесс, в чем-то сравнимый с производственным: нужно учитывать много обстоятельств, нужно самому быть на высоте. Это не дилетантское занятие».

◈ Особенно приятно читать о том, как не получилось, потому что читать записки гиганта всем стыдно.

Другие важные тезисы и несколько интересных цитат:

Три метасюжета по Борхесу (Быков считает, что их именно три, объединяя «путь домой» и «поиск» в один):

  1. Осада города
  2. Путешествие хитреца
  3. Самоубийство бога

◈ Писать нужно о том, что интересно лично тебе

◈ Новая основа для сюжета современной прозы: человек поступает вопреки своим желаниям (таким образом, областью таинственного становится сам человек)

◈ «Вы становитесь успешнее, когда редуцируете себя до одной грани» (от английского «shape» — говорит Быков)


◈ «Жизнь — это ритуал, а не следование правилам»

◈ В этой связи Быков касается библейского сюжета, и подчеркивает, что Ева создана не из ребра, но из грани, что есть особенности неправильного перевода

◈ «Счастье вернувшегося уродства, потому что выясняется, что только оно и составляло ваше эго»

 — прекрасно сказано само по себе, но поясню, что подразумевается ценность перверсии, изъяна, «уродства души», если хотите, потому что без него нет художественной литературы, нет связки между писателем и его буквами. Через «уродство» (некоторый неприятный опыт, переживания, мысли, неподконтрольные желания) рождается сильная концепция для прозы.


«То, что кажется уродством, является основой идентичности»

«Условием [успешной] карьеры стало расщепление личности»,

потому что «цельный человек перестал вписываться в какие-либо рамки; цельного человека не вмещает ни одна ниша, востребована одна из граней»

◈ 19 столетие, по мнению Быкова, привело к расслоению личности, новый сюжет основан на поиске эго, пресловутой самоидентификации.

«Нельзя себе отказывать в праве быть собой, нельзя себя редуцировать»

◈ Главная идея «Толкования сновидений» Фрейда: мы видим во сне не то, что описываем. Это перекликается с ключевой филологической идеей: мы пишем не то, что имеем в виду.

◈ Главный герой 21 века — полукровка и сирота

◈ Нация, пол, возраст перестают быть релевантными, теряют значимость

◈ Эмансипация — один из главных сюжетов 21 века: вы — не то, что вам дано, вы — то, что вы из себя сделали

◈ Предопределенность — это не более, чем шанс

◈ Эмансипация может быть от каких-то данностей, вроде рода или нации, а вот эмансипироваться от своего «я» нельзя

Надеюсь, статья будет вам полезна, уважаемые читатели и писатели!

Как и обещала, прикрепляю ниже ссылку на лекции Быкова, по которым (в частности) была написана эта статья: