Тезисы собраны из нескольких лекций, в частности — из одноименного видеокурса, который вы можете найти на ютуб (смотрите ниже)
Не со всеми тезисами я согласна, но, как обычно, Быковские лекции ценны тем, что провоцируют активную мыслительную деятельность, выводят погулять за границы дозволенного).
Первый столбец — из цикла лекций о рассказе, второй — из других лекций
◈ По мнению Быкова, последний пункт объясняет, в частности, популярность откровенно графоманского романа «50 оттенков серого».
◈ С наслаждением читается то, что с наслаждением пишется, но с наслаждением, признает Быков, пишется только графомания. Я не совсем поняла, как сам Дмитрий разрешает этот конфликт.
Общие тезисы
◈ Роман — то, на чем учатся. Рассказ — самая сложная литературная форма.
◈ Рассказ похож на сон: он такой же короткий и такой же нерациональный. Мы не ждем от рассказа рациональности.
◈ Рассказ ближе всего к поэзии, именно за счет этой схожести со сном.◈ Рассказ не похож на прозу. Информация в нем — не главное.
◈ Сон — это информация, которая для вас важна, значима, она вас трогает.
◈ Для рассказа важен неочевидный посыл, 2-3 неочевидных смысла.
◈ В рассказе важно непрерывно поддерживать заданную атмосферу
◈ Чем больше ружей не выстрелит конце рассказа, тем лучше.
◈ Приключения героя перестали иметь важность, стали важны приключения жанра.
◈ Важна сменяемость жанров на протяжении рассказа.
◈ Сюжет не важен. «Важен не вкус, а запах». Сюжетов (фабул) мало, а литературных интонаций бесконечно много.
Интересность/интрига базируется на:
- страхе будущего
- страх другого (к этому пункту Быков также относит секс)
- страх смерти
Какой должна быть первая фраза рассказа?
◈ Первая фраза должна намекать читателю, что это написано лично для него.
◈ Первой фразой нужно сразу обратиться к внутренней травме читателя.
◈ Хорошо рассказ начать со сложного морального выбора.
◈ Сейчас уже дешево начинать рассказ с диалога или яркого действия, например, секса, но это все еще работает.
◈ Можно начать рассказ с предчувствия.
◈ Самая сложная, тонкая в формулировке даже не первая фраза рассказа, а вторая.
◈ Чем более графоманской, наивной и ленивой будет первая фраза, тем более интересной будет вторая.
Первая фраза рассказа:
- не должна быть громкой, демонстративной;
- должна быть неожиданной;
- должна задавать тональность.
Нюансы и замечания:
◈ Эротика плохо совместима с ужасами и юмором.
◈ Рассказ в одном направлении — как секс в одной позе.
◈ Начинающему писателю важно себя ограничивать.
◈ Рассказ в идеале должен быть страшным (имеется в виду пугающим, волнительным, словно потусторонним, касающимся нетривиальных смыслов).
«Секс довольно труден в описании, потому что секс вообще довольно сложный процесс, в чем-то сравнимый с производственным: нужно учитывать много обстоятельств, нужно самому быть на высоте. Это не дилетантское занятие».
◈ Особенно приятно читать о том, как не получилось, потому что читать записки гиганта всем стыдно.
Другие важные тезисы и несколько интересных цитат:
Три метасюжета по Борхесу (Быков считает, что их именно три, объединяя «путь домой» и «поиск» в один):
- Осада города
- Путешествие хитреца
- Самоубийство бога
◈ Писать нужно о том, что интересно лично тебе
◈ Новая основа для сюжета современной прозы: человек поступает вопреки своим желаниям (таким образом, областью таинственного становится сам человек)
◈ «Вы становитесь успешнее, когда редуцируете себя до одной грани» (от английского «shape» — говорит Быков)
◈ «Жизнь — это ритуал, а не следование правилам»
◈ В этой связи Быков касается библейского сюжета, и подчеркивает, что Ева создана не из ребра, но из грани, что есть особенности неправильного перевода
◈ «Счастье вернувшегося уродства, потому что выясняется, что только оно и составляло ваше эго»
— прекрасно сказано само по себе, но поясню, что подразумевается ценность перверсии, изъяна, «уродства души», если хотите, потому что без него нет художественной литературы, нет связки между писателем и его буквами. Через «уродство» (некоторый неприятный опыт, переживания, мысли, неподконтрольные желания) рождается сильная концепция для прозы.
«То, что кажется уродством, является основой идентичности»
«Условием [успешной] карьеры стало расщепление личности»,
потому что «цельный человек перестал вписываться в какие-либо рамки; цельного человека не вмещает ни одна ниша, востребована одна из граней»
◈ 19 столетие, по мнению Быкова, привело к расслоению личности, новый сюжет основан на поиске эго, пресловутой самоидентификации.
«Нельзя себе отказывать в праве быть собой, нельзя себя редуцировать»
◈ Главная идея «Толкования сновидений» Фрейда: мы видим во сне не то, что описываем. Это перекликается с ключевой филологической идеей: мы пишем не то, что имеем в виду.
◈ Главный герой 21 века — полукровка и сирота
◈ Нация, пол, возраст перестают быть релевантными, теряют значимость
◈ Эмансипация — один из главных сюжетов 21 века: вы — не то, что вам дано, вы — то, что вы из себя сделали
◈ Предопределенность — это не более, чем шанс
◈ Эмансипация может быть от каких-то данностей, вроде рода или нации, а вот эмансипироваться от своего «я» нельзя
Надеюсь, статья будет вам полезна, уважаемые читатели и писатели!
Как и обещала, прикрепляю ниже ссылку на лекции Быкова, по которым (в частности) была написана эта статья: