Летом 2019 года я получил совершенно неожиданное известие! Один замечательный человек, которого я считаю своим ангелом-хранителем, позвонил и сообщил, что рекомендовал меня директору театра оперетты города Пятигорска Светлане Леонидовне Калинской. У меня был перерыв в репетициях спектакля «Красная шапочка» в Сочи, и я с радостью отправился в Пятигорск для знакомства с директором.
Из Сочи в Ставропольский край ходят очень комфортные поезда «Сименс». Пятигорск необыкновенный: чистый воздух, роскошная природа, красивые старинные дома! Кажется, что вот свернешь за угол и окажешься среди героев фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» или «Жестокий романс», а парк «Цветник» во мне почему-то пробуждает ассоциации с творчеством Анастасии Вяльцевой и Федора Шаляпина! До Революции здесь гастролировала труппа московского театра-кабаре «Летучая мышь», который в Москве находился в помещении, где сейчас располагается учебный театр ГИТИСа, где я играл в дипломных спектаклях.
Встреча со Светланой Леонидовной прошла очень холодно. За то время, пока я ехал из Сочи в Пятигорск, она внимательно изучила мою биографию, фильмографию, список драматургических работ и репертуарный лист режиссера. Наш разговор начался со слов: «Нет, я вас не возьму»! Я стал задавать вопросы: «Как? Почему»? Ответы на них позволили бы мне в будущем избежать серьезных трат на проезд и проживание в другом городе, не совершать поездок туда, где меня не ждут, и не тратить драгоценное время. Моя настойчивость растопила сердце Светланы Леонидовны, и она раскрыла причину: «Понимаешь, пару лет назад у нас ставил твой однокурсник - Антон Лободаев. И поставил совершенно ужасный спектакль, с которого уходила публика»...
Этот спектакль я видел на видео... К сожалению, постановка была ниже уровня профессиональной пригодности... Антона в театр активно рекомендовала к сотрудничеству замечательный деятель театра, с которой они дружны. Но одно дело быть хорошим другом, а другое - ставить спектакли...
Внутри меня всё кипело! «Ну, спасибо, Антон! Столько денег на ветер! Столько ненужных эмоций! Унижение! И за что? За то, что однокурсники»... Тут же вспомнилось как полтора года назад мы с Антоном и другим нашим однокурсником Костей шли с режиссерской лаборатории по Итальянской улице в Петербурге. Антон позвал в ресторан. Но когда я сказал, что на мели, сообщил, что они идут без меня. Парни развернулись и ушли.
Светлана Леонидовна мне понравилась настолько, что уходить я не хотел! Но все мои предложения она отвергала: «Разрешите поставить несколько сцен без оплаты, показать вам и худсовету театра»! - «Нет»! «Пожалуйста, найдите время отсмотреть видеозаписи моих спектаклей прошлых лет» - «Нет»! «Разрешите мне остаться на месяц за свой счет репетитором на спектаклях текущего репертуара и показать, что я умею» - «Нет»!
Прощаясь я попросил у Светланы Леонидовны разрешения посетить все спектакли, которые театр будет демонстрировать в дни моего пребывания в городе. Директор дала добро.
Я изменил планы: записался на процедуры лечебных ванн, массаж, грязелечение... Гулял по городу, осматривал знаковые места, питался в местных кафешках, дегустировал местное мороженое, а по вечерам отправлялся на спектакли в театр. И самым счастливым развитием событий было бы прийти в первый день в театр, разочароваться, рассмеяться и счастливо уехать из Пятигорска! Но с первого же дня и театр, и коллектив, и постановки очаровали меня! Вот оно: любимая мной эстетика, роскошные живописные декорации, традиционные театральные костюмы, потрясающие артисты, работающие в амплуа классической оперетты! Старательно убиваемый в других городах жанр в Пятигорске предстал передо мной в роскошной форме, живом и остроактуальном звучании, талантливом и элитарном виде!
Особое восхищение вызвала во мне пара Натальи Виноградовой и Рустама Вайдмана. Я смотрел их игру, слушал голоса, а мысленно уносился лет на двадцать назад - во времена, когда Лилия Амарфий и Сергей Алимпиев блистали на сцене Московской оперетты. Наталья и Рустам удивили и роскошными голосами, и талантливой игрой, и ощущением жанра...
Я смотрел на сцену, и в голове крутились слова директора про однокурсника... Господи, ну, угораздило же? Ну, вот бывает же так, что о тебе, о мастере - великом Виктюке, о твоей школе и мастерстве судят по тому, что кто-то поставил плохой спектакль... А по дороге из театра я смеялся вспоминая слова Юли Иванющенко, сказанные однажды, когда мы вместе красились в гримцехе перед спектаклем «Золушка». Я пел ей мужскую часть дуэта, который она исполняла в спектакле с другим артистом: «Да, так как ты принца никто не споёт, но внешность, внешность... Характерная...»
На самом деле в любые годы я в каком-то смысле был заложником этой внешности, точнее амплуа. Очень расплывчатого амплуа, который в разные годы Таня Нардини и Саша Кольцов назвали «странный персонаж». С одной стороны это даёт бесконечный диапазон ролей, а с другой не соответствует стандартам. Несоответствие внешности и голоса не позволяет исполнять роли идеально ложащиеся на мою актерскую и вокальную природу.
И поскольку меня читает несколько студентов ГИТИСа, непременно хочется отметить: друзья, чем раньше вы осознаете своё сценическое амплуа, чем раньше начнёте подгонять его под стандарты, тем легче будет ваш путь! Шанс, что в вас - Барбре Стрейзанд или Вуди Аллене - творцы, живущие в рамках стандартов, определят уникальный типаж очень мал! Шанс, что найдётся режиссер, готовый развивать вас, привлекать драматургов и художников, способных помочь раскрыть вашу уникальность очень мал. Поэтому чем стандартнее и обезличеннее вы будете на выходе из института, тем больше шансов на успех в будущем! Ну а потом, окрепнув и заручившись доверием режиссеров, имея право на некоторую свободу на сцене, можно и обертона в голосе включить, и в актерской игре проявить индивидуальность.
Моим педагогом в ГИТИСе был Владимир Колосов, продолжительное время служивший солистом Ленинградского театра музыкальной комедии, исполнявший роли героического амплуа. Он передал мне своё искусство, но применять это мне совершенно негде. В наше время, когда так популярны понятия директорского театра, и по всей стране распространено активное кураторство в жанре русского мюзикла, оперетты не то что сходят со сцены! Они со свистом вылетают! Вместе с многолетними традициями, роскошью, эстетикой жанра и оркестрами впридачу...
В Пятигорске же спектакли играют на очень высоком уровне! Я шел по вечерам из театра и думал о Рустаме Вайдмане! Бывают же такие совпадения: мы и ровесники, и тембрально похожи, и даже строение костей-резонаторов идентичное! Вот тот, через кого я мог бы исполнить все партии, которые по ряду причин мне не доступны! Вот тот, через кого мастерство Владимира Колосова в жанре оперетты нашло бы своё продолжение! Вот тот, кому я мог бы подсказать и множество вокальных секретов, но не сложилось...
Из Пятигорска я уезжал счастливый! Лечебные процедуры на высоте, город роскошный, театр необыкновенный! Есть наши пути, есть чужие, но тем не менее счастье знать, что что-то, что так любимо и дорого тебе, как оперетта, живёт и благополучно здравствует в Ставрополье! Ну, а всем, кто ещё не бывал в Пятигорске, я рекомендую непременно найти возможность, время и окунуться в ностальгическую атмосферу этого курорта! И обязательно посетите театр, поинтересовавшись в кассе в какие дни поют Вайдман и Виноградова! Получите необыкновенное удовольствие!