Найти тему
Лиса Салливан

Гендир ЭКСМО о книжном рынке России


Осенью 2020 года, волею судеб, меня занесло на писательский марафон от Эксмо. Попала я туда за счет победы в конкурсе, то бишь бесплатно. Поэтому благодарна за опыт, независимо от эмоциональной его составляющей.

Но об этом расскажу позже, а пока хотела бы поделиться тезисами из самой первой лекции марафона. Ее читал Евгений Капьев - генеральный директор издательства "ЭКСМО", известный в писательских кругах человек.

Евгений Капьев
Евгений Капьев

В общем-то, он и посоветовал делиться всем услышанным на марафоне в социальных сетях. Чем я и займусь, без страха и упрека :)

Итак, тезисы лекции:

  • В тренде книги, в которых, помимо худ.ценности, содержатся специфические знания: например, экспертность в оружии, кошках и т.п.
  • Книга, написанная от лица котика - это оригинально и свежо.
  • Главная проблема писательства в России и на Западе - это эго, нежелание учиться.
  • Писателю следует читать все популярные книги, чтобы черпать оттуда фишки, приведшие к этой самой популярности.
  • Тренд на толстые книги отошел.
  • Сейчас дефицит крутых авторов в нише сценариев, и там водятся большие деньги. Присмотритесь.
  • Кант - продается лучше всех прочих философов.
  • Янг эдалт сейчас очень популярен.
  • Высок запрос на книги, по которым можно снять кино, сериал, сделать игру.
  • Сегмент массовой литературы ушел в Интернет: ромфант, сентиментальный роман, литрпг, сталкер.
  • Пандемия ударила по продажам в ЭКСМО, несмотря на то, что многим кажется, что книги в это время покупали особенно активно.
  • Хороший сюжет может быть предсказуемым.
  • Тренд на зарубежные имена персонажей и псевдонимы авторов сходит на нет.
  • Если у вас русский псевдоним, то желательно называть героев русскими именами, если зарубежный - наоборот.
  • Массовый читатель не ассоциирует себя с Дейнерис Таргариен.
  • Тренд в массовом сентиментальном романе: повествование по главам от нее и от него.
  • Внутренний конфликт не кинематографичен, востребованы внешние конфликты, которые легко показать на экране.
  • Тема ЛГБТ в книге 18+, только если о ней высказываются с положительной коннотацией.
  • Некоторые жанры требуют хэппи-энда: например, сентиментальный женский роман. Отсутствие ХЭ приведет к отторжению у читательниц.
  • В России дефицит концепций мирового уровня, и в этом, в частности, есть вина издательств.

Многое из этого известно писателям и читалям, погруженным в реалии современного книжного рынка. Но кое-что меня удивило.

Призываю вас относиться к тезисам скептически, несмотря на авторитет фигуры, их произнесшей (имею в виду Капьева, конечно, а не себя).

Например, тезис о книге, написанной от лица кота, посвящен книге "Ее величество кошка" Бернара Вербера, вышедшей как раз в 2020г издательством "ЭКСМО".

Откровенно говоря, повествование от лица животных - тема в писательстве не новая. И, позволю себе это предположение, будь "Ее величество кошка" написана не всемирно известным Вербером, а местным Васей Пупкиным, "ЭКСМО" послало бы рукопись в диджитал (ну, все же уже знают, что это значит? Если нет, пишите в комментах, напишу статью).

-2

Тем не не менее, надеюсь, статья была вам полезна.