Найти тему
Анна Дыяк об этикете

Искусство комплимента

Оглавление
Рене Магритт. Третья картина из серии "Влюбленные", 1928 год. Фото: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/vlyublyonnye-kartiny-rene-magritta
Рене Магритт. Третья картина из серии "Влюбленные", 1928 год. Фото: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/vlyublyonnye-kartiny-rene-magritta

Сегодня не только первый день (ура!) весны, но и международный день комплимента. Поэтому только позитив, только позитив.

Слово "комплимент" заимствовано из французского языка, где compliment образовано от complimenter — «приветствовать». Собственно, легкий ненавязчивый комплимент - это вежливая светская форма приветствия знакомого человека.

Каким должен быть комплимент, чтобы он доставил удовольствие обеим сторонам?

8-мь признаков удачного комплимента.

  1. Объективность. Комплимент только тогда будет приятен, если основан на истинных достоинствах, в нем нет ни тени лести, лжи, преувеличения или иронии.
  2. Краткость. Длинный витиеватый панегирик, которому нет конца и края, ставит визави в дурацкое положение и вызывает раздражение. Ведь совершенно непонятно, как реагировать на поток лести. Держать улыбку натянутой в течение кажущихся бесконечными пары минут? Кивать головой, словно китайский болванчик? Тупо молчать? Рассыпаться во взаимных любезностях? Чем досаждать человеку длинными восхвалениями, лучше вообще промолчать.
  3. Искренность. Неискренний комплимент своей цели не достигнет. По крайней мере, нужно добиваться впечатления искренности комплимента, даже если это не так.
  4. Бескорыстность. Кажется, этот пункт в комментариях не нуждается. "Мама, какой красивый у тебя шарфик! Ой, правда? Мне? Спасибо!". Не стоит навязываться на ответные комплименты, клянчить что-то, говорить приятное ради получения сиюминутной выгоды - эти манипулятивные технологии весьма наивны и прозрачны.
  5. Ненавязчивость и легкость. Комплимент должен казаться экспромтом, озарением. Чтобы человек подумал: он такой здоровский, что вот - вызвал непроизвольный всплеск восхищения. Не стоит частить с комплиментами или делать их человеку, с которым плохо знакомы. Чем шапочнее знакомство, тем нейтральнее комплименты.
  6. Недвусмысленность. На самом деле, делать недвусмысленные комплименты - искусство полезное. Но в том случае, если ты хочешь задеть человека так, чтобы к тебе было - не придраться.
  7. Уместность. Комплименты нужно делать так, чтобы не поставить человека или других людей поблизости в неловкое положение. Они должны быть уместными в данной ситуации. В большинстве случаев уместный комплимент делается наедине. Ситуаций, когда это не напряжет окружающих, немного (например, комплимент даме, если рядом одни мужчины, комплимент ребенку в присутствии родителей, и т.п.).
  8. Тактичность. Это качество люди развивают годами, зачастую, увы, безуспешно. Поэтому не могу дать четкой инструкции. Приведу несколько примеров бестактных подходов к комплиментам: сравнение с кем-то, выражение недоумения в связке с комплиментом, вторжение в личное пространство, стереотипы, советы и назидания, обесценивание, сексизм.

Как принимать комплименты?

1. Улыбнуться и кивнуть в ответ.
2. Улыбнуться и сказать спасибо.

Неудачные способы принимать комплименты.

1. Отнекиваться.
2. Краснеть, бледнеть, впадать в ступор.
3. Отвечать комплиментом на комплимент.
4. Опровергать достоинства, упомянутые в комплименте.
5. Нахваливать себя еще больше, уверять, что вы в курсе своих достоинств.