Сегодня не только первый день (ура!) весны, но и международный день комплимента. Поэтому только позитив, только позитив.
Слово "комплимент" заимствовано из французского языка, где compliment образовано от complimenter — «приветствовать». Собственно, легкий ненавязчивый комплимент - это вежливая светская форма приветствия знакомого человека.
Каким должен быть комплимент, чтобы он доставил удовольствие обеим сторонам?
8-мь признаков удачного комплимента.
- Объективность. Комплимент только тогда будет приятен, если основан на истинных достоинствах, в нем нет ни тени лести, лжи, преувеличения или иронии.
- Краткость. Длинный витиеватый панегирик, которому нет конца и края, ставит визави в дурацкое положение и вызывает раздражение. Ведь совершенно непонятно, как реагировать на поток лести. Держать улыбку натянутой в течение кажущихся бесконечными пары минут? Кивать головой, словно китайский болванчик? Тупо молчать? Рассыпаться во взаимных любезностях? Чем досаждать человеку длинными восхвалениями, лучше вообще промолчать.
- Искренность. Неискренний комплимент своей цели не достигнет. По крайней мере, нужно добиваться впечатления искренности комплимента, даже если это не так.
- Бескорыстность. Кажется, этот пункт в комментариях не нуждается. "Мама, какой красивый у тебя шарфик! Ой, правда? Мне? Спасибо!". Не стоит навязываться на ответные комплименты, клянчить что-то, говорить приятное ради получения сиюминутной выгоды - эти манипулятивные технологии весьма наивны и прозрачны.
- Ненавязчивость и легкость. Комплимент должен казаться экспромтом, озарением. Чтобы человек подумал: он такой здоровский, что вот - вызвал непроизвольный всплеск восхищения. Не стоит частить с комплиментами или делать их человеку, с которым плохо знакомы. Чем шапочнее знакомство, тем нейтральнее комплименты.
- Недвусмысленность. На самом деле, делать недвусмысленные комплименты - искусство полезное. Но в том случае, если ты хочешь задеть человека так, чтобы к тебе было - не придраться.
- Уместность. Комплименты нужно делать так, чтобы не поставить человека или других людей поблизости в неловкое положение. Они должны быть уместными в данной ситуации. В большинстве случаев уместный комплимент делается наедине. Ситуаций, когда это не напряжет окружающих, немного (например, комплимент даме, если рядом одни мужчины, комплимент ребенку в присутствии родителей, и т.п.).
- Тактичность. Это качество люди развивают годами, зачастую, увы, безуспешно. Поэтому не могу дать четкой инструкции. Приведу несколько примеров бестактных подходов к комплиментам: сравнение с кем-то, выражение недоумения в связке с комплиментом, вторжение в личное пространство, стереотипы, советы и назидания, обесценивание, сексизм.
Как принимать комплименты?
1. Улыбнуться и кивнуть в ответ.
2. Улыбнуться и сказать спасибо.
Неудачные способы принимать комплименты.
1. Отнекиваться.
2. Краснеть, бледнеть, впадать в ступор.
3. Отвечать комплиментом на комплимент.
4. Опровергать достоинства, упомянутые в комплименте.
5. Нахваливать себя еще больше, уверять, что вы в курсе своих достоинств.