В предыдущей статье "Повесть "Девчата" Б.Бедного. Чем на самом деле закончились истории Тоси, Кати, Веры, Нади и Анфисы." я рассказала чем отличаются героини всеми любимого советского фильма от своих книжных прототипов и как на самом деле сложились их судьбы. Сегодня предлагаю разобраться с мужскими героями легендарной комедии про лесорубов.
Илья Ковригин
Передовик и первый парень на деревне, проспоривший таки свою пыжиковую шапку, в целом не очень отличается от первоисточника. Как и в фильме, Илья в книге "крутит" с Анфисой, перевыполняет план и его портрет красуется в сельском клубе.
Но в повести совсем ничего нет про бригаду главного героя, которая так подобострастно помогает ему выиграть спор с Филей. По книге Илья действует один. Также "голодовка" Ильи и всей его бригады - исключительно режиссерское решение, в оригинале истории этого нет. Демонстративное выплескивание щей на сугроб в книге фигурирует, но приготовила те щи не Тося, а посудомойка Гавриловна, которая ее временно заменяла. Илья хвалит Тосину стряпню, и хотя в какой-то момент действительно не приходит обедать, чтобы "выманить" Тосю на делянку, объясняет это осваиванием новой технологии.
В книге герой Ковригина выглядит порядочнее и человечнее, чем в фильме. Автор, не скупясь, описывает его внутренние переживания, Илья фактически с самого начала раскаивается, что ввязался в спор на юную повариху. Также в фильме нет оттеняющей его тщеславие и бахвальство бригады, перед которой Ковригин так красуется в фильме.
Филя
А вот второй участник спора, вокруг которого вертится весь сюжет произведения, в повести совсем другой. В фильме Филя наступает Илье на пятки, их портреты в клубе вывешивают по очереди. Соревнуясь с главным героем во всем и желая его задеть, Филя подбивает Ковригина на спор на несговорчивую повариху.
В повести Филя выступает типичным советским хулиганом. Он также работает на лесоповале, но ни о каких заслугах и портретах в клубе речи не идет. Филя со своей ватагой пристают к девчатам, разбивают уличные фонари и в целом выполняют роль антагонистов и персонажей во всем отрицательных. Он затеивает спор исключительно чтобы насолить Тосе, отказавшейся с ним танцевать.
В фильме именно Филя, раскаявшись в содеянном не меньше, чем Илья, предлагает купить Тосе в знак примирения часы. В повести такую идею подкидывает Анфиса. Только в конце книги автор обозначает намек на возможное исправление Фили и его превращение из хулиганья в достойного советского гражданина.
Сашка
В фильме про жениха Катерины известно только, что он знатный гармонист. В повести этот персонаж раскрыт значительно глубже.
Он терпеть не мог, когда сильные обижали слабых, а тем более измывались над такими вот беззащитными девчонками, как Тося-повариха. Когда Сашке доводилось читать в газете, что бригадмильцы, а то и просто правильные ребята приструнили где-то распоясавшихся хулиганов, он всегда приветствовал такие добрые дела и радовался, что порок наказан, а справедливость восторжествовала. Сам Сашка никогда ничего постыдного не делал, а всякое хулиганство прямо-таки ненавидел. Если б его воля, он собрал бы хулиганье со всей страны, погрузил бы на какой-нибудь старый, отслуживший свое корабль, вывел бы его в океан и утопил всю эту человеческую шваль в самой глубокой ямине. Вот какой непримиримый человек был Сашка!
Но при всем том, у себя в поселке Сашка как-то не замечал, что Филя со своими дружками сплошь и рядом творит точно такие же дела, против которых воюют бригадмильцы из газеты. И не надо думать, что Сашка боялся Фили. Никого в поселке он не боялся, и, если б дело дошло до драки, Сашка один раскидал бы добрую половину Филиной ватаги. Просто он никак почему-то не мог догадаться, что Филя со своими дружками хулиганит.
Честный и открытый, но не далекий, Сашка сопереживает Тосе, но "не догадывается", как при случае ей помочь.
Ксан Ксаныч
Второстепенный, но запоминающийся персонаж фильма, предстает не плохим, но и не самым приятным человеком. Невзрачный, домовитый, но прижимистый, страшно боящийся упустить долгожданную отдельную квартиру (помните, как он говорит Наде, что надо скорее поставить хотя бы табуреточку, а то "влезет какой-нибудь проныра"), на самом деле не такой уж и противный.
В повести Ксан Ксаныч описан неглупым, но очень скромным уставшим от одиночества и невозможности поделиться сокровенным с близким человеком, и поэтому очень стремящимся к семейной жизни.
"В поселке Ксан Ксаныч был незаменимым человеком, и все его уважали. Числился он пилоправом, но знал толк и в плотницкой и в слесарной работе, а при неотложном случае мог и лебедку наладить, и отпереть без ключа замок, и даже дамские часики починить. Работящие руки Ксан Ксаныча постоянно искали какое-нибудь занятие, и, мастеря что-либо, он чувствовал себя увереннее, а в редкие минуты вынужденного безделья ему было как-то не по себе, будто он людей обманывал."
"Ксан Ксаныч был совсем не так прост, как кое-кто в поселке о нем думал. Несмотря на то что он тихо-смирно сидел в своем углу и никуда, как он сам говорил, не рыпался, Ксан Ксаныч имел свое собственное мнение решительно обо всем, что творилось на нашей планете.... Заветные мысли свои Ксан Ксаныч поведал одной лишь Наде, ибо в глубине души считал уже Надю своей женой, а настоящая семейная жизнь, как понимал ее холостой Ксан Ксаныч, требовала, чтобы никаких секретов меж супругами не было. Может быть, Ксан Ксаныч потому так и стремился к семейной жизни, что с годами надоело ему молчать и копить свои мысли в одиночку, захотелось на пороге старости всегда иметь под рукой хоть одного, но терпеливого и преданного слушателя…"
Ксан Ксаныч рукаст и домовит, но нет и намека на жадность или даже накопительство. Эпизод в новой квартире с "табуреточкой" и "пронырой", который дословно воспроизведен в фильме, в повести воспринимается совсем иначе: человек искренне боится отсрочить свое семейное счастье, он уже видит как будет чаевничать с женой у окна "на южную сторону", и ему страшно упустить это счастье, которое он так долго ждал.
Дементьев (Вадим Петрович, он же Страшное начальство в шляпе)
Если Вы не читали книги, Вы вряд ли вспомните имя этого проходного и комедийного персонажа, но в повести Дементьев является полноправным драматическим героем.
Молодой инженер, приехавший на начальничью должность сразу после института, круто берется за дело лесной промышленности. Вадим Петрович горит новыми идеями как улучшить работу лесорубов. Сознательный, скорее даже, как сейчас модно говорить, осознанный, Дементьев беспрестанно думает о будущих поколениях.
- … Чует мое сердце, обложат нас потомки за бесхозяйственность каким-нибудь высококультурным ругательством.… Анфиса, вы думаете когда-нибудь о потомках, которые придут нам на смену, беспристрастно и справедливо оценят всю нашу с вами жизнь и все наши дела?
— Н-нет, — призналась Анфиса. — Не приходилось.
— А я так частенько! Как что-нибудь приличное сотворю — так и думаю: это им должно бы понравиться, а как напортачу — стыдновато становится перед потомками. Это мне учиться в институте помогало, как-то ответственности за собой больше чувствуешь… Ведь что бы мы сейчас о себе ни говорили, какие мы хорошие да пригожие, это все с нами уйдет, а на земле останутся только наши дела, и потомки по этим делам будут судить нас и вынесут нам приговор — окончательный и бесповоротный, обжалованию не подлежит! За добрые дела похвалят, а за лесные художества наши взыщут с нас полной мерой…
Вадим Петрович в повести, пожалуй, самый достойный мужской персонаж. Благородный, радеющий за своих подчиненных и любящий детей ("забавный народец", как он говорит). Последнее и станет главным камнем преткновения в их отношениях с роковой Анфисой. Подробнее об этом можно прочитать в предыдущей статье о повести "Девчата" на канале Изба-читальня.
Вот какими на самом деле задумывались герои знаменитых "Девчат". Если Вы ещё не читали повесть Бориса Бедного, прочитайте - не пожалеете!