Приветствую всех подписчиков и случайно заглянувших на канал «Музыка минувших лет»!
В этой статье вы узнаете историю талантливого артиста и музыканта, которому с трудом давалась всесоюзная слава. Который писал великолепные песни, был искренним и добрым человеком, но популярность изменила привычный уклад его жизни до неузнаваемости...
Мы попытаемся понять, какое душевное состояние было у Виктора Цоя. Выяснить, что он чувствовал в 1990 году, когда группа «Кино» была на пике своей славы. Почему в последних песнях Виктора появилась невыносимая горечь и усталость?
Звёздные гастроли
Ни для кого не секрет, что Юрий Айзеншпис (продюсер «Кино» в 1990г.) держал курс на зарабатывание денег. Но на творчество Цоя он никогда не оказывал влияние. Налёт «дискотечности» в песнях «Кино» был всегда. Но он был только из-за того, что так хотел Виктор. Он был независим от окружающих людей и обстоятельств и мог в любой момент начать писать музыку другого плана.
На что Айзеншпис мог влиять, так это на гастрольный график группы. Когда он сменил Юрия Белишкина на посту продюсера, у «Кино» начался грандиозный тур по всему Советскому Союзу. Он стал самым масштабным за всю карьеру Виктора Цоя.
1990 год можно назвать переломным в жизни Виктора. Он стал гораздо чаще путешествовать из города в город, с родителями практически не виделся.
Большую часть свободного времени ему приходилось проводить дома, так как поклонники узнавали его на улицах и дежурили под дверью в квартиру.
В интервью журналу «Костёр» (1990г.) он с сожалением отметил такое нововведение в своей жизни. На вопрос корреспондента о поклонниках он ответил, что стал домоседом не по своей воле, а из-за фанатов, которые везде его замечают. Цой с любовью относился к своим поклонникам, но ему хотелось жить обычной человеческой жизнью.
До выхода альбома «Группа крови» Виктор Цой был популярен только в узких кругах. Он всё ещё мог ходить в гости к друзьям, часто устраивать квартирные концерты.
Не то чтобы он был не рад свалившейся резко славе, Виктор скорее был не готов к ней. Происходило много казусных случаев, связанных с поклонниками. Одна фанатка даже отрезала ему прядь волос на концерте в Воронеже!
Последствия насыщенного графика
Бесчисленные выступления в разных уголках Союза выматывали Виктора. После некоторых концертов он мог упасть в гримёрке и лежать неподвижно, восстанавливая силы (по воспоминаниям современников).
Об усталости Цоя можно судить по его письму Марьяне. Предположительная дата его написания — 1986 год. В это время жена Виктора ещё организовывала ему концерты, как указано в письме.
Цой писал Марьяне, что сходит с ума от концертов и хочет отдохнуть хотя бы немного.
Представляете, насколько сильно выкладывался Цой в 1990 году, если даже в 1986 он чувствовал себя вымотанным? А гастроли 90 года ни в какое сравнение не идут с более ранними турами.
Отражение душевного состояния в песнях
В песнях, которые должны были стать частью нового альбома группы «Кино», чувствуется желание Цоя отдохнуть от насущных проблем, забыться и оставить хотя бы на время насыщенную жизнь известного музыканта.
Особенно хорошо это чувствуется в песне «Сосны на морском берегу».
Виктор поёт о том, что у него нет времени на отдых. Он устал «колоть этот лёд» и «хотел бы уснуть, но нет времени спать» (очень символичный знак).
Я не утверждаю наверняка, что в этой песне он упоминает сосны Латвийского посёлка, где он отдыхал последние 3 года жизни. Возможно «сосны на морском берегу» это абстрактный образ свободы, умиротворённости. Но усталость определённо относится к Виктору, а не только к лирическому герою песни.
А в композиции «Кончится лето» Цой показывает своё неведение по поводу предстоящего года. Ему очень тяжёло дался последний гастрольный тур, и он не знает, что ждёт его впереди.
Всё это лишь мои догадки. Но, наверное, хотя бы доля правды в них есть. В любом случае, песни Виктора Цоя нельзя трактовать однозначно.
Заключение
В последний год Цой жил наиболее насыщенной творческой жизнью. Выступал с концертами, давал интервью, появлялся в телепередачах.
Такой бешеный темп, когда нужно всюду успеть, не давал ему расслабиться. Накопленная усталость выливалась в новые песни, которые получались очень личными и глубокими.
Думаю, что если бы Виктор Цой не погиб 15 августа 1990 года, он сам бы ушёл со сцены (хотя бы на небольшой срок), чтобы восстановиться и почувствовать себя обычным человеком, а не суперзвездой.