Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу продолжить рассказ о судьбе старообрядцев, покинувших родину и оставшихся в России.
Многие старообрядцы, бежавшие от Никоновской реформы в 17 веке, перебрались в Забайкалье, где основали крепкие общины. Они обрабатывали землю и несли службу по охране границ. Но потом началась Гражданская война. Старообрядцы, а многие были казаками, не приняли власть большевиков. Вместе с Белой армией часть из них уходит в Северный Китай, Манжурию.
Там они основывают новые русские поселения, занимаются торговлей и земледелием и даже помогают строить китайскую железную дорогу.
Но после Великой Отечественной Войны Китай становится коммунистическим. Многие старообрядцы, те, кто мог, были вынуждены уехать за границу, в Бразилию, Боливию, Аргентину и Северную Америку (штат Орегон, Аляска и т.д.). Там они опять начинают, и весьма успешно, заниматься земледелием и живут закрытыми общинами, сохраняя традиции, обычаи, русский язык и свою культуру!
Те же старообрядцы, которые не смогли уехать за границу и остались в Китае, были захвачены большевиками и сосланы в Сибирь, на Енисей, на реки Бирюсу и Чуну, притоки Ангары. Они занимались сплавом леса, охотой и рыболовством. При всем этом старообрядцы сумели сохранить свою культуру, однако их обычаи грубо нарушались. У них насильно отбирали детей и воспитывали их в атеистическом духе в школах-интернатах.
В 1937-40 годах другие старообрядцы-беспоповцы Курганской области Шадринского уезда бежали от коллективизации и колхозов в Томскую тайгу, Чулымский край. Там они основали Парбиг и Парабель. Но коллективизация и там заставила их бежать на левые притоки р. Енисей, на р. Дубчес.
Там, на левом притоке р. Енисей, на р. Дубчес, обьединились ссыльные старообрядцы и те, кто бежал от коллективизации. Они обживали тайгу и осваивали дикие земли. Однако в 1951 г. Дубческие скиты и поселения были обнаружены с воздуха, а позже разгромлены карательным отрядом. Старообрядцы и сочувствующие им крестьяне были арестованы, все дома, книги, иконы сожжены. С ними обошлись очень жестоко. 33 человека обвинили в антисоветской агитации, создании антисоветского формирования и сосланы в лагеря. Отец Симеон и мать Маргарита умерли в Озерлаге. После смерти Сталина старообрядцы были амнистированы. Многие вернулись на р. Дубчес и смогли восстановить поселение, которое существует и сейчас.
Все время, пока я писала историю о судьбе старообрядцев, меня мучила одна мысль. Почему у нас так жестоко государство к своим гражданам? Зачем надо было преследовать так людей, которые ничего плохого то не делают? Ну крестятся они двумя перстами, думают по другому, и что? Старообрядцы ведь основывали новые поселения, осваивали труднодоступные земли...
Дорогие друзья, благодарю Вас за внимание и до новых встреч!!!