Найти в Дзене
avto.pro News

Выбираем новую АУДИОСИСТЕМУ

Оглавление

Аудиосистема автомобиля состоит из 2 основных компонентов: воспроизводящего устройства и головного устройства. В данном случае головное устройство представлено магнитолой, а вот за воспроизведение музыки ответственны так называемые акустические системы. Последние мы и рассмотрим в подробностях, попутно разобравшись в ключевых особенностях автомобильной акустики. Руководства по выбору вы найдете в конце материала, а поначалу будем рассматривать основных представителей рынка аудиосистем. Стоит поступить именно так по простой причине: рынок автомобильной акустики наводнен таким количеством устройств, что сделать грамотный выбор очень трудно, предварительно не разобравшись хотя бы в базовом устройстве мультимедийных центров, приемников, колонок и прочего.

Характеристики акустических систем

Взглянув на приведенные производителем характеристики воспроизводящих и головных устройств, автолюбитель столкнется со следующими понятиями:

  • Мощность ;
  • Импеданс ;
  • Кол-во полос ;
  • Чувствительность ;
  • АЧХ (полностью: амплитудно-частотная характеристика ).

Начнем с простого, однако очень важного момента: количества полос. Даже профессиональная акустика плохо справляется с воспроизведением всего спектра частот. По этой причине акустика включает в себя несколько или хотя бы один крупный динамик, воспроизводящий средние и низкие частоты, а также маленький динамик, который может правдоподобно воспроизвести высокие частоты. И здесь самое интересное: производители автомобильной акустики разделили полный спектр частот на несколько полос, также называемых участками , с которыми «работают» отдельные динамики. Таким образом, акустика делится на следующую:

  • 2-полосную ;
  • 3-полосную ;
  • 4-полосную ;
  • Акустику с большим числом полос .

Самой простой по праву считается 2-полосная акустика . Она воспроизводит низкие и средние частоты одним динамиком, а второй динамик нужен для работы по высокочастотному диапазону. Трехполосная акустика намного сложнее. Дело в том, что в ней звуки воспроизводятся тремя динамиками. Тот, что работает по низким частотам, называют сабвуфером. О нем мы еще поговорим. А пока отметим еще один момент: комбинация двух- и трехполосной акустики по своей сути не является четырех- и пятиполосной, хотя производители, дабы снискать внимание покупателя, говорят об обратном.

Мощность является важным параметром, вокруг которого возникло немало заблуждений. В некоторой мере здесь виноваты сами производители. Дело в том, что на упаковке с колонками они указали аж 3 типа мощности. Чему же верить? А обращать внимание стоит только на номинальную мощность, которая описывает возможности акустики на конкретном уровне искажений. Параметр PMPO (полностью: Peak Music Power Output ) описывает пиковую музыкальную мощность, т.е. при максимальном уровне сигнала. Очевидно, на «максимуме» будут большие искажения, но с точки зрения маркетологов параметр PMPO является наиболее привлекательным.

Покупатели аудиосистем обычно не уделяют достаточно внимания чувствительности. И очень зря, ведь по чувствительности подбирают усилитель. Чувствительность указывается в децибелах. Как правило, система имеет чувствительность в 87-93 децибел , а иногда и 89-91 децибел . Высокий параметр чувствительности указывает на то, насколько мощный усилитель нужен для «раскачки» акустики. Вот например: для колонок чувствительностью 89 дБ понадобится более мощный усилитель, нежели для колонок 91 дБ.

-2

Самым сложным для понимания параметром является АЧХ . Зачастую он подается в виде графика. Во всех случаях график представляет собой череду взлетов и падений – способности автомобильной акустики справляться с воспроизведением звуков той или иной частоты. Идеальная амплитудно-частотная характеристика представляет собой ровную линию, т.е. система одинаково хорошо работает как по высоким, так и средним и низким частотам. На деле все не так: график по краям сильно проседает, а внутри воспроизводимого диапазона представляет собой сложную ломаную линию. Здесь важно понимать, что «голый» динамик хорошего звука не выдаст, так что судить только по графику о возможностях акустической системы бессмысленно. Впрочем, автолюбителю все равно стоит посмотреть на него и понять, на что акустика вообще способна: график обычно указан прямо на упаковке.

И, наконец, параметр, важность которого сложно переоценить. Речь идет об импедансе (номинальном сопротивлении ). Возможные значения импеданса: 2, 3, 4, 6 , а также 8, 16 Ом . Можно провести параллель с сопротивлением тех же наушников. Тем, кто покупает дорогие высокоомные наушники стоит раскошелиться и на хороший плеер. В случае автомобильной акустики принцип тот же: устройство подбирают по тому сопротивлению, которое имеет усилитель магнитолы (иначе придется докупать и ее). Если соответствие между усилением и нагрузкой не будет, звук получится глухим и нечетким, не будет соответствия мощности.

Типы автомобильной акустики

На данный момент в автомобилях используются только 2 типа акустических систем. А именно:

  1. Компонентная акустика ;
  2. Коаксиальные головки .

Компонентная акустика – это очень сложное, но хорошее решение для любителей качественного звука. Вышеупомянутое использование нескольких динамиков (для низких, средних и высоких частот) касается именно компонентной акустики. Система также оснащена фильтрами (пассивными, реже активными) или же кроссоверами, которые отвечают за разделение сигналов по частотам и воспроизведение звука определенными головками. Компонентная акустика очень хорошо, но при этом стоит немалых денег и требовательна к монтажу.

Коаксильные головки – это устройства, в которых низко- и среднечастотные динамики работают в тандеме с высокочастотными (т.н. «пищалки). Вообще, значительная часть современной акустики представлена коаксильными головками. Их основной минус заключается в том, что она не всегда способна правдоподобно воспроизводить звуки по всему диапазону частот. Из плюсов: простота монтажа, доступность в ценовом плане, стабильное средне-высокое качество звука.

-3

Особенности диффузоров

Говоря об автомобильных динамиках нельзя обойти стороной диффузоры. Это главная часть динамиков, которая, обобщая, является поверхностью, способной излучать звук. Именно с диффузорами экспериментируют производители: меняют материалы, геометрию, конструкцию. Дело в том, что диффузор динамика по своей сути парадоксален: он должен быть очень легким, но и очень жестким. Жесткость нужна для предотвращения деформаций, а легкость – для высокой чувствительности и движения без «раскачки». Как правило, диффузоры круглые или овальные , но иногда им придают и квадратную форму. Их изготавливают из следующих материалов:

  • Стеклоткань . Это очень дешевый материал, который гарантирует приемлемые характеристики звука. Правда, эти характеристики от идеала все равно далеки;
  • Кевлар . По сути, отличается от стеклоткани только более высокой прочностью;
  • Шелк . Материал нашел применение в высокочастотных динамиках. Чистый шелк недостаточно жесткий, так что он обрабатывается специальными жидкими составами;
  • Бумага , прессованный картон. Казалось бы, устаревшее решение. На практике все совсем не так: бумажный диффузор может воспроизвести звук максимально достоверно и качественно. Бумага имеет пропитку, поскольку в чистом виде она недостаточно жесткая и не имеет сопротивления к механическим воздействиям и действию влаги;
  • Алюминий . Используется только самыми серьезными производителями. Созданный дилетантом алюминиевый диффузор не воспроизводит звук даже приемлемого качества. А вот созданный профессионалом, напротив, оказывается лучше бумажного и кевларового диффузора.

На практике лучшая акустика снабжена алюминиевым или кевларовым диффузором. Несильно отстают бумажные и стеклотканевые головки. Сами диффузоры находятся или на «S»-образном, или полутороидальном подвесе. В редких случаях форма подвеса бывает более сложной.

Краткая классификация акустических систем

Кроме вышеупомянутых параметров акустики при выборе нужно обращать внимание на следующее:

  • Размер динамиков . Основные типоразмеры, также называемые калибрами, могут быть такими: 4 дюйма , что равно 10 сантиметрам; 5,25 дюймов (равно 13 сантиметров) и 6,5-7,0 дюймов (равно 16,5-17,0 сантиметров). Реже встречаются колонки других размеров: 1-2 дюйма («пищалки»), а также 8 и более дюймов (обычно это сабвуферы);
  • Форма . Динамики бывают круглыми и эллиптическими. В подавляющем большинстве случаев в коаксильной акустики динамики эллиптические . Круглые же головки можно видеть в компонентной акустике, хотя исключения тоже бывают.
-4

Таким образом, при выборе акустической системы или отдельных компонентов вам нужно обращать внимание на размер и тип (форма динамиков обычно связана с типом). В свою очередь, иногда стоит обращать внимание сначала на форму: для монтажа динамиков в полки багажник лучше всего подходят динамики эллиптической формы, так как они используют свободное пространство наиболее рационально.

Классификация автомобильных сабвуферов

Для качественного воспроизведения звуков в нижнем диапазоне автолюбителям советуем поставить в свой транспорт один сабвуфер. Смысла ставить несколько таких устройств нет – оптимальный комплект акустики состоит из 2 колонок спереди, 2 сзади и 1 сабвуфера.

Делятся сабвуферы на 2 типа: корпусные и открытые. Очевидно, первый тип представлен устройствами в корпусе, а второй без корпуса. Открытые сабвуферы врезаются в сиденье, а также в заднюю полку. Более того, корпусные сабвуферы относят еще к 2 подтипам:

  • Активные . Имеют усилитель мощности и работающим с ним в тандеме разделитесь частот (т.н. кроссовер ). Такие сабвуферы самые дорогие. На практике их выбор предпочтителен, поскольку акустика подавляющего большинства автомобилей не имеет отдельных усилителей. Но есть и еще один момент: если вы ездите на хэтчбеке или универсале, пространства автомобиля хватит для установки динамика;
  • Пассивные . Своего усилителя не имеют. Из-за наличия корпуса имеют требования к месту установки. Даже если таковое нашлось, важно учитывать, что, к примеру, полка над багажником может создать препятствие для звука.

Все современные корпусные сабвуферы делятся на:

  • Банд-пасс ящики . Самые «модные», поскольку динамик в них помещается в прозрачный ящик, который эффектно подсвечивается светодиодами. С практической точки зрения такие сабвуферы не очень хороши: динамик помещается прямо внутрь ящика, а звук проникает в салон автомобиля из специального фазоинвертора – отверстия в корпусе и порта, через который движется воздух. Басы могут похвастать глубиной и высокой детализацией, но при этом остаются тихими и слегка гудят;
  • Ящик с фазоинвертором . Самое распространенное решение. Такие сабвуферы выдают хороший бас, но при неправильном подборе и установки начинают хрипеть. Если вы решили взять ящик с фазоинвертором, самым тщательным образом прикидывайте местоположение, размеры и форму устройства;
  • Закрытый ящик . Это все тот же ящик, но фазоинвертора в нем нет. Такие сабвуферы компактные, но не могут похвастать сильным звуком. Сами басы четкие и насыщенные.
-5

Что важно знать о выборе сабвуфера

Как показывает практика, на автомобилях с обычными колонками и штатным усилителем в сабвуфере нет смысла. Аудиосистема и так выдает довольно правдоподобный бас, который специалисты называют акустическим – тем, который выдается штатными колонками. Хороший сабвуфер работает по средним и низким частотам.

При выборе сабвуфера вы столкнетесь с двумя 2 вариантами: активным или пассивным устройством . Активным компонент аудиосистемы по праву называется «вариантом для ленивых», так как его нужно просто подключить и далее наслаждаться музыкой. Во-первых, качество звука активных сабвуферов ниже, чем пассивных. Во-вторых, качество его исполнения не всегда высокое. Пассивные сабвуферы нужно покупать в паре с хорошим усилителем , и это будет лучшее решение, если вы хотите добиться наилучшего звучания.

При выборе любого сабвуфера обращайте внимание на мощность. Вот совет: не ведитесь на рекламу, а берите то устройство, номинальная мощность которого равна 150-250 Ватт . Дело в том, что 500-ваттные устройства очень большие и тяжелые. К тому же их корзина должна быть литой. Кроме того, их магниты по размерам сопоставимы с динамиком. Что-то не сходится? Проще выбрать сабвуфер указанной мощности от проверенного производителя (о них мы еще поговорим). Полезный совет: не берите сабвуфер с резонансной частотой динамика свыше 35 Гц.

Выбор автомобильных колонок

Разобравшись с устройством компонентов аудиосистемы можно смело приступать к выбору. Автолюбителю стоит учитывать следующее:

  1. Назначение колонок . В большинстве случаев с головой хватает обычной коаксильной акустики, врезанной в полку багажного отделения. Меломанам и любителям качественной музыки стоит присмотреться к компонентной акустике и качественным сабвуферам;
  2. Характеристики магнитолы . Здесь важно знать мощность, импеданс, чувствительность. Если источник звука с нагрузкой не согласован, вся аудиосистема не будет работать эффективно. Полезный совет: подберите колонки со значением мощности, превосходящим выходную мощность автомобильной магнитолы. Это позволяет избежать перегрузок, сопровождающихся сильными искажение;
  3. Определиться с исполнением , размером и материалами. Здесь все полностью зависит от предпочтений водителя и наличия свободного места. Самыми компактными являются коаксиальные эллиптические колонки. Больше по габаритам компонентная акустика. Для достижения лучше звука к ней стоит прибавить еще и сабвуфер.

И последний момент: определитесь с брендом. О них мы поговорим подробнее.

Экскурс по брендам

Почти настолько же важным параметром при выборе аудиосистемы как чувствительность и номинальная мощность является производитель. Дело в том, что современный рынок наполнен некачественными китайскими колонками, которые пусть и исправно работают, но выдают посредственный звук. Неважно, выбираете вы простенькие колонки или высококачественный «качающий» сабвуфер – вам нужно знать о следующих фирмах:

  • DLS (Швеция). Продукция шведской компании – отличный выбор для тех, кто плохо разбирается в автомобильной акустике. Цена продуктов полностью соответствует их качеству. Советуем обратить внимание на двухкомпонентную систему Limited Edition – недешевую, но очень хорошую акустику, которую категорически рекомендуем снабдить качественным усилителем, способным выдать ток большого напряжения. Сегодня шведы предлагают лучшие на мировом рынке мидбасы;
  • Morel (Израиль). Компания может похвастать отличной верхней серией колонок. Серии Tempo и Maximo изготавливаются в Китае, что во многом определяет адекватную ценовую политику фирмы – имея даже небольшой бюджет, автолюбитель может приобрести необычайно качественную акустику;
  • Audison (Италия). Очень интересны итальянские усилители и аудиопроцессоры. Советуем обратить внимание на усилители из серии Audison Voce – в своей ценовой категории они лучшие;
  • JL Audio (США). Один из лучших производителей аудиосистем для спортивных автомобилей. И мы делаем акцент на спортивном транспорте неспроста – при движении на высоких скоростях требования к качеству исполнения автомобильной акустики возрастают многократно;
  • Pioneer (Япония). Это мировой производитель электроники для авто, дома и диджеинга. Из широчайшего модельного ряда Avto.Pro решил отметить Pioneer TS-1339 – превосходную коаксиальную АС за малые деньги. Конечно, меломаны могут привести множество примеров, которые, по их мнению, лучше TS-1339 , но мы хотели сказать вот что: если вы решили сменить простенькие колонки на что-то посерьезнее, то в низкой ценовой категории сложно найти что-то лучше Pioneer;
  • JBL (США). Практически все компоненты автомобильных аудиосистем от американской фирмы полностью раскрываются только при работе с качественным усилителем. Выбор колонок может представлять некоторую сложность, так как придется учитывать импеданс, чувствительность и геометрию. Но если выбор сделан правильно, звучание колонок вас приятно удивит – баланс частот стабильно хороший, басы не проседают, искажения даже на высоких мощностях не чувствуются;
  • Infinity (Япония). Советуем обратить внимание на Reference 9603ix – отличную коаксиальную акустику по умеренной цене. Она может похвастать надежностью, отличной чувствительностью и наличием диффузоров Plus One . Не слишком хорошо показывает себя на морозе, так что зимой автомобиль нужно будет хорошенько прогреть перед тем как включить музыку.
-6

Кроме того, советуем любителям хорошего звука обратить внимание на следующие фирмы: Kenwood (Япония), Polk Audio (США), Sony (Япония). К слову, последняя компания сильно расстроила владельцев авто. Сегодня ее силы направлены не на автомобильную акустику, а на другие проекты. Впрочем, еще не устарела ее серия колонок XS – надежных, универсальных, средне чувствительных устройств, которые показывают себя очень хорошо в любых условиях. Правда, качество звука немного упадет при доведении громкости до максимума. Единственный недостаток с лихвой компенсируется ценовой доступностью колонок.

Если вы ищете сабвуфер, советуем обратить внимание на продукты следующих фирм: Blaupunkt (Германия), Alpine (Япония), Kicx (Южная Корея), Mystery (США). Модельный ряд сабвуферов данных фирм достаточно широк, так что вы сможете купить как дорогое устройство, так и бюджетное (обратитесь к каталогам фирмы Mystery) если финансы поджимают.

Вывод

Выбор динамиков, усилителей и акустических процессор – непростое дело, требующее от автолюбителя изрядной теоретической подготовки. В данном материале мы ответили лишь на несколько вопросов, связанных с выбором акустики для автомобиля. Тем не менее, этих знаний будет достаточно, чтобы выбрать достойные динамики. В одном из следующих материалов мы остановимся на выборе усилителя. Заранее можем сказать, что выбор во многом базируется на том, что уже установлено в вашем автомобиле, а также на том, продукции какой фирмы вы будете отдавать предпочтение.

С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь .

Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .

#автопро #автозапчасти #автолюбители #авто # avtopro