Найти тему
Половинка Луны

Язык символов и эстетика османских надгробий

Традиции захоронения у мусульман значительно отличаются от таковых у православных людей. Ислам зародился на Аравийском полуострове, где среди язычников была распространена практика поклонения умершим. И это находило отражение в своеобразном возвеличивании захоронений: их богато украшали, делали надстройки, крыши и тому подобное. Пророк запретил подобные действия, а первым мусульманам даже нельзя было посещать могилы. Но позже запреты смягчились. Но страсть к украшательству и дорогим памятникам осуждается и теперь. Так арабы нередко укоряют турок за роскошные усыпальницы османских султанов.

В тюрбе Сулеймана Великолпеного даже есть частичка Каабы, что особенно возмущает многих мусульман из арабских стран.

У могил султанов нет каменных памятников - над ними возведены усыпальницы.
У могил султанов нет каменных памятников - над ними возведены усыпальницы.

Надгробия очень важны для турок: традиция отмечать захоронения предков идёт ещё от доисламских племён Средней Азии. Турки остались верны своему культурному наследию, а некоторые надгробия времен Османской Империи стали настоящими произведениями искусства.

Османы имели странную привычку - жить рядом с ушедшими предками. В каждом районе в центре повседневной жизни были кладбища. Вокруг них не было высоких стен. И тому две причины:

  • Напомнить людям, как быстротечна жизнь
  • Проходящие молились за умерших, даже если не знали их лично.

Надписи на типичном османском надгробии содержат Аль-Фатиху (первую суру Корана, о том, что Аллах (Бог) является единственным творцом), аяты из Корана и хадисы, сведения о личности умершего, даты, послания посетителям и призыв к благословению и молитве. Только с пониманием написанного всегда были большие проблемы:

  • уровень грамотности во времена Империи был очень низким из-за сложности арабского алфавита
  • в 1928 году Турция перешла на латинский алфавит, надписи остаются непонятными для большинства
Жизнь и смерть соседствуют друг с другом
Жизнь и смерть соседствуют друг с другом
Надгробия  для семьи султана и государственных служащих, занимавших высокое положение, всегда заказывались дворцом, что в конечном итоге создавало набор строгих эстетических и  символических правил. Этих же правил придерживались и богатые османские семьи, государственные служащие и военные.
Надгробия для семьи султана и государственных служащих, занимавших высокое положение, всегда заказывались дворцом, что в конечном итоге создавало набор строгих эстетических и символических правил. Этих же правил придерживались и богатые османские семьи, государственные служащие и военные.

Но на помощь приходит язык символов. Случайных изображений нет, по ним нетрудно определить пол человека, род его занятий, социальный класс, причину смерти.

Женщинам обычно предназначались надгробия, обильно украшенные цветами. Также часто использовались женские украшения, такие как серьги, броши и ожерелья.

Некоторые цветы и растения имели особой смысл. Вот некоторые из них.

  • Тюльпан, который Османы считали священным цветком, обозначал единство Аллаха;
  • Перевернутый тюльпан символизировал девушку, которая умерла, не выйдя замуж;
  • Роза была символом любви Пророка Мухаммеда;
  • Перевернутый сломанный бутон розы означал, что женщина умерла очень молодой;
  • Кипарис символизировал подчинение своей судьбе и Богу;
  • Кипарисовое дерево внутри другого означало, что женщина умерла при рождении девочки;
  • Виноград обозначал богатство и изобилие;
  • Кинжал символизировал того, кто был убит или умер от эпидемии в очень молодом возрасте;
  • Финиковая пальма - символ рая;
  • Древо жизни означало, что умерший принадлежал к аристократической семье.
  • по Колесу, было понятно, что человек жил в агонии;
  • Звезда Давида (печть Соломона) указывает на то, что умерший был благочестивым.

Надгробия мужчин, помимо некоторых из вышеперечисленных символов, которые были применимы и к ним, были украшены головными уборами, которые указывали на их профессию и звание умершего.

С 18-го века под влиянием Запада, на надгробиях появляются профессиональные символы и скульптурные памятники. Например, мечи, пушки и пистолеты обозначали офицеров, якоря - матросов, а османский герб - государственного служащего, находящегося на высоком уровне иерархии.

Надгробие художника. На вершине надгробия его кисти и палитра
Надгробие художника. На вершине надгробия его кисти и палитра
Круглая шапка характерна для суфиев, принадлежащих к ордену Бекташи.
Круглая шапка характерна для суфиев, принадлежащих к ордену Бекташи.
На то, что это янычар указывает характерный головной убор
На то, что это янычар указывает характерный головной убор

Есть несколько особенно примечательных надгробий османского периода.

Хатидже Нефисе Хатун

Расположена на территории мечети Мурата Паши в стамбульском районе Аксарай. Девушка, умершая в юном возрасте. На надгробии изображены волосы, покрытые тонкой вуалью. И увядшие розы.

Фатьма Мушерреф Ханым

Знаменитое захоронение на территории комплекса Сулеймание. 17-летняя девушка была обручена, но умерла до свадьбы. Поэтому на надгробии свадебная вуаль. На другой части памятника выгравирована сломленная роза

Капитан Ибрагим-паша

Его могила находится на кладбище мечети в Стамбуле, названной его именем. По словам историка Талхи Угурлуэля, на надгробии изображен корабль с якорем, веревкой и сломанной мачтой, который как бы переносит капитана его в загробную жизнь, его последнее пристанище.

-11
Мусульмане ходят на кладбища молиться мертвым, ждут от них помощи, припадают к камням гробниц, словно идолопоклонники, загадывают желания и привязывают ленточки, дают обеты! Разве были во времена Пророка тарикаты, которые учат подобному?
Орхан Памук. "Имя мне - красный"

Ещё одно странное противоречие повседневной жизни и традиций Ислама. Могилы святых посещают не только для того, чтобы помолиться за их души, но и чтобы попросить их о чём-то. Так Эйшан, героиня сериала "Эзель" в один из сложных моментов приезжает в Сулеймание и молится о выздоровлении сестры.

Сериал "Эзель"
Сериал "Эзель"

И в то же время любое непочтение к памяти ушедших воспринимается очень остро. Так скандальную актрису Эмбер Херд раскритиковали за фото в неподобающем виде на фоне захоронений мечети Сулеймание

-13