Известная жестокими наказаниями и пытками крепостных помещица Дарья Салтыкова своей славой обошла даже некоторых отъявленных злодеев.
А ведь начинала она путь жестокой "тиранши" кроткой и милой девушкой Дашенькой, которую выдали замуж, как и полагалось, рано и за человека намного старшее её. Главное — муж был из зажиточного дворянского рода Салтыковых. Сложно сказать, был ли брак счастливым, но у молодожен родилось двое детей и семейство жило мирно и счастливо до кончины отца и мужа.
Дарья осталась вдовой в 27 лет и в её руках оказалась поистине безграничная власть над богатым имением и населением в около 600 душ. Молодая еще помещица почувствовав свою свободу и силу, начала укреплять своё положение весьма кощунственными способами, практикую сначала только избиение прислуги за мелкие провинности.
Неукротимый жестокий нрав барыни сходил ей с рук и аппетит к насилию стал расти в геометрической прогрессии. Салтычиха могла ударить уже не рукой, а поленом, облить кипятком, рвать уши раскаленными щипцами. Особенно обожала обезумевшая помещица вырывать или поджигать волосы девушкам, при этом громко смеясь.
Но и на этом развлечения Салтычихи не заканчивались. Еще одно удовольствие она нашла в том, чтобы пытать и убивать невест прямо перед свадьбой, а иногда не брезговала пытать беременных. Однажды у одной из жертв роды начались прямо во время пытки, это так раззадорило Дарью Николаевну, что она в исступлении закричала: «До смерти!»
От помещицы страдали не только крепостные, но и такие же дворяне. Например, когда Дарья Николаевна узнала, что ее любовник Николай Тютчев (да, дед поэта) женится на другой женщине, она разозлилась и пыталась сначала поджечь его дом, а потом устроить облаву на ловеласа. Его, однако, успели предупредить, и все обошлось.
Конечно, крепостные Салтычихи не раз посылали жалобы на её зверства в управу, но все это было безрезультатно. Крестьяне получали только больше бед, ведь частенько жалующихся "сдавали" барыне, а она с большим удовольствием от них избавлялась.
Правосудие, однако, все же настигло Дарью, когда слухи о её зверствах дошли до императрицы. Так получилось, что именно Салтычихе решили устроить показательную казнь, чтобы хоть немного приструнить остальных помещиков, не брезгующих садизмом.
Целых 6 лет провела барыня под стражей, пока следователи собирали многочисленные показания и материалы обо всех забытых жертвах кровожадной помещицы. Их оказалось 138, а сколько еще было просто искалеченных! Наконец, Дарью Николаевну подвергли прилюдному суду, лишили всех званий и фамилии и приковали к позорному столбу с табличкой «Мучительница и душегубица». Все желающие столицы могли подойти к Салтычихе и высказать ей свое отношение.
Однако ни смертной казни, ни даже каторги не случилось. Когда утихла шумиха вокруг этого дела, бывшую барыню отправили на вечное жительство в монастырь. Первые 11 лет она провела в "Покаянной камере", которая представляла из себя земляную яму. Позже ее режим смягчили и перевели в более комфортную комнату, в которой было даже окно. К окну этому посмотреть на кровавую барыню приходили сотни людей: кто-то ругался и плевал, кто-то пытался проявить христианское всепрощение. Всего она провела в монастыре 33 года, там же и ушла из жизни.
Удивительно, но на сыновьях Салтычихи происшествие визуально никак не отразилось: они продолжили служить империи и спокойно продвигались по карьерной лестнице. А еще один интересный факт — на месте дома Салтыковой в Москве в советское время находилось здание КГБ. Весьма многозначительно!