Найти в Дзене
Эйбл/Able

Алгонкины и ирокезы Северной Америки до колонизации

Оглавление

Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и других) конца XV века, а в чём заключалась эта ошибка — можно узнать в другой нашей статье.

Индейцы Северной Америки
Индейцы Северной Америки

Ко времени появления англичан на Атлантическом побережье Американского континента (XVI-XVII века) его населяли индейские племена алконгинской языковой группы. Они расселялись, не считая сравнительно узкой полосы земли, которую занимали ирокезы, на огромной территории. Она охватывала значительную часть современной Канады и немалую часть современных Соединённых Штатов, до Скалистых гор на Западе и штатов Оклахома, Арканзас и Кентукки на Юге (Великие озёра, верховья и среднее течение Миссисипи, долины рек Иллинойс и Огайо).

Карта расселения коренных народов на карте Северной Америки
Карта расселения коренных народов на карте Северной Америки

Вот что писала крупнейший специалист по этнографии коренных индейцев Северной Америки Ю. П. Аверкиева:

"В то время аборигенная Америка являла собой пёструю картину племенных культур, находившихся на различных этапах развития родового общества. Наряду со сравнительно отсталыми племенами охотников и собирателей, с родовым строем в его классических формах сосуществовали племена оседлых рыболовов и земледельцев, достигших относительно высокого уровня развития производительных сил и стоявших на последнем этапе распада родовых связей и формирования элементов классового общества... Наивысшего социально-экономического развития достигли к эпохе колонизации Северной Америки племена Юго-Востока и Юго-Запада современных США, бассейнов рек Миссисипи, Огайо, Миссури и Иллинойса."

Этот вывод почти полностью можно отнести к племенам алгонкинов, которые, обитая в различных природных условиях, а также испытывая, благодаря их широкому распространению и миграции, всевозможные влияния, вмещали значительную часть гаммы племенных культур.

Алгонкины

Племя алгонкинов
Племя алгонкинов

На низшей ступени развития стояли племена алгонкинов, жившие севернее оз. Верхнее; выше других — селившиеся к югу от оз. Мичигана. Алгонкины, населявшие прибрежную полосу между Атлантическим океаном и территорией ирокезов, занимали среди других алгонкинов как бы среднее положение.

Промыслы и жильё

Алгонкины побережья были полуоседлыми земледельцами, охотниками и рыболовами, сохранившими в быту много черт охотничьего уклада, верований и традиций. Работали они коллективно, на общем поле, сажали в основном маис (кукурузу), применяли окучивание, удобряли почву рыбьими отходами.

Индейцы заготавливают кукурузу
Индейцы заготавливают кукурузу

Наблюдение и уход за посевами, а также домашнее хозяйство находились в руках женщин. Охотой и рыболовством занимались мужчины. Алгонкины собирали кленовый сок, орехи, каштаны, жёлуди, из которых потом даже делали муку, ягоды, грибы, дикие фрукты и дикий картофель (да-да, дикий картофель), съедобные коренья, ракушки и некоторые виды насекомых.

Индейская деревня
Индейская деревня

Выращивали подсолнечник, бобы, фасоль, арбузы, тыкву, кабачки, табак. Жили в куполообразных (в одном — 3 семьи) шалашах вигвамах, крытых корой или плетёнными матами (циновками). Вот что собой представляли вигвамы (не типи, а именно вигвамы, которые часто имели деревянный каркас, были похожи на перевёрнутую лодку):

Слева — типи (конусообразный), справа — вигвам (более округлый)
Слева — типи (конусообразный), справа — вигвам (более округлый)

Южные алгонкины жили в "длинных домах", напоминавшие сарай с выходом в узкой части, внутри были помосты или циновки, которые тянулись вдоль стен и служили постелью. Деревни насчитывали самое разное количество домов, нередко обносились частоколом, иногда имелась банька-парилка.

"Длинные дома" южных алгонкинов
"Длинные дома" южных алгонкинов

Средства передвижения

Из четвероногих алгонкины содержали только собак. Средством передвижения служили каноэ из коры и долбленые (выженные пироги):

Каноэ североамериканских индейцев
Каноэ североамериканских индейцев

На севере снегоступы (лыжи-ракетки) и сани. Значительная часть инвентаря изготовлялась из дерева или коры, главным образом берёзовой и кленовой, лозы, лыка, растительных волокон (корзины, циновки, лямки, грубые ткани).

Снегоступы и лыжи североамериканских индейцев
Снегоступы и лыжи североамериканских индейцев

Одежда, оружие, трубка мира и вампум

Женщины делали керамические орнаментированные сосуды со сферическим дном. Одежду (накидки, юбки, набедренные повязки) и обувь (мокасины, гетры-ноговицы) выделывали из шкур или замши, сшивая, где это умели делать, жилами с помощью шила из рога или кости, украшали бусами и перьями, раскрашивали.

Одежда североамериканских индейцев
Одежда североамериканских индейцев

Оружием служили копья, луки и стрелы, дубинки, каменные топоры (томагавки) и деревянные щиты. Наконечники для стрел выделывали из камня.

Оружие североамериканских индейцев
Оружие североамериканских индейцев

Женщины носили длинные волосы, мужчины же их выбривали или выщипывали, оставляя лишь гребень, идущий от лба к затылку (стоячий, как ирокез, либо лежачий). Головные уборы из перьев, татуировка и раскрашивание тела играли также большую роль в жизни североамериканских индейцев.

Большую роль также играли курительные трубки из глины и камня и вампумы — пояса, плетёные из нитей с нанизанными на них бусами (делались из раковин, позже приобретались у европейцев). При определённом расположении и цвете бус имел магическое значение, являлся своего рода памятной книгой (начала пиктографического письма. т.е. рисунки обозначают что-то), документом, символом племени, залогом верности, а также денег.

Вампум индейцев
Вампум индейцев

Курением трубки сопровождались различные церемонии, а также религиозные обряды. Трубку курили на племенных и межплеменных советах ("трубка мира"). С соответствующими украшениями трубка может служить амулетом, пропуском, свидетельством заключенного мира, союза или войны...

Целый ряд алконгинских слов, обозначавших новые для поселенцев понятия, вошли в английский язык, а оттуда перешли во многие культурные языки мира, став национальными словами: тотем, вигвам, вампум, мокасины и др.

Мокасины североамериканских индейцев
Мокасины североамериканских индейцев

Общественная организация

Женщинам "принадлежали" все дети, вся земля, рабочий инвентарь и постройки. Им приходилась основная забота об урожае и домашнем хозяйстве, что конечно определяло общественную жизнь. Счёт родства вёлся по женской линии. Женщины оказывали огромное влияние на все дела. От их решения зависела жизнь пленных, однако пленницы и их дети оставались неприкосновенными. Муж поселялся в дом, где живёт супруга, только после рождения ребёнка. Брак, как правило, заключался по инициативе родителей, но не был принудительным, и последнее слово оставалось за молодыми. Развод был свободным, но практиковался редко. Уважение к старости, отождествляющейся с мудростью, было общепринятым.

Род был основной общественной единицей алгонкинов. По преданию, происходил от одного отдалённого предка, чьё имя и носил род (обычно растения или животного). Браки внутри рода не допускались. Род мог усыновить члена другого племени или пленного врага. Род был призван мстить за убитого сородича или требовать за него выкуп, имел отдельное кладбище, наследовал имущество умерших членов. Несколько родов объединялось в племя. Иногда племя составлялось из объединений нескольких родов фратрий. Вот на примере:

Роды, фратрии и племя
Роды, фратрии и племя

Племя имело собственное наименование, определённую территорию заселения, ведения хозяйства, охоты и рыболовства. Отличало племя также его особый диалект (язык). Управлялось племя советом, состоявшим из старейшин (сахемов) и военных вождей отдельных родов. Заседания его были открытыми, и на них мог высказать своё мнение любой мужчина (если женщины считали необходимым — от их имени). Некоторые племена заключали союзы и объединялись в подобие конфедераций, в основном для военных целей.

Совет старейшин
Совет старейшин

Власть была признанного авторитета, не обладавшая правами принуждения, основанная на коллективной собственности, коллективном труде, коллективной поддержке и взаимопомощи.

Религия

В основе религии алконгинских племён лежали анимистические представления (вера в существование душ и духов, которыми наделяются различные объекты, процессы и явления природы). Все почитаемые ими духи назывались маниту. Солнце и луна, озёра и реки, леса был добрыми маниту; змеи, драконы, холод и шторм злыми. Большинство маниту представлялись различными животными, однако некоторые представлялись и людьми (маниту солнца — мужчина). Это были духи, почитавшиеся всем племенем.

Великий дух Маниту
Великий дух Маниту

Но, кроме них и родовых тотемов, индейцы верили в существование личных духов-покровителей. Каждый индеец почитал какое-нибудь животное в качестве своего покровителя, своего маниту, благорасположением которого он начинал пользоваться с 10—12 лет. Чтобы приобрести маниту, индеец должен был поститься, пока не приснится его маниту в виде животного. Шкуру или перо, или какую-либо часть своего духа индеец носил всегда с собой, веря, что это его спасёт в любой передряге и принесёт успех (как крестик в общем). Изображение маниту наносилось на тело и на одежду индейца...

Посредниками в общении с духами и врачевателями были жрецы — шаманы. Они должны были знать лечебные свойства трав, всевозможные заговоры и заклинания. Очень детального и строго ритуала поклонения индейским богам не существовало, носителями древних легенд и сказаний являлись наиболее опытные и пожилые члены племени, хранителем тотема — особое лицо, "хранителями веры" — специально выделенные люди, а многие обряды составляли особую категорию и регулировались тайными обществами, члены которых поклонялись своим избранным духам...

Североамериканский индеец-шаман
Североамериканский индеец-шаман

Религиозные церемонии и празднества сопровождались песнопениями, игрой на барабане и звуками погремушек. Индейцы с их верованиями представлялись европейцам-христианам начала XVII в. "язычниками" и "варварами", что во многом определяло складывающиеся отношения...

Ирокезы

На запад от алгонкинов Атлантического побережья обитали племена ирокезов. Они первыми после алгонкинов встретились с английскими колонизаторами. Жизнь ирокезов во многом походила на жизнь алгонкинов, но земледелие в ней занимало большее место, что и сказывалось на их быту: прочная оседлость, устойчивый культ возделываемых культур и т. д; увеличивало способность к политическому объединению и военной организации. Союз их племён (не считая гуронов, с которыми они воевали) был прочнее всех индейских союзов. Со временем он сильно укрепился и сумел противостоять колонизаторам...

Ирокезы Северной Америки
Ирокезы Северной Америки

Заключение

Европейское вторжение катастрофически ускорило гибель родо-племенной организации индейцев и придало ей трагические черты...

А как считаете Вы: настолько ли идеален коммунистический род тех же индейцев? Пишите в комментарии, обсудим вместе...

P. S. Также, если понравилась статья (ну или не понравилась), проявляйте любую активность: ставьте лайки, дизлайки, пишите комментарии, подписывайтесь, ведь любая активность стимулирует нас на написание новых статей. Большое спасибо за прочтение статьи и удачи встретиться в других наших статьях!

Также хотел бы сказать, что у нас есть ещё целый цикл статей об индейцах:

Америка
9688 интересуются