Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Эта формулировка всегда пугает родителей. Однако, это только общее понятие, которое говорит о том, что у ребёнка в развитии или в работе определённых органов наблюдаются патологические состояния. Как правило, в эту категорию попадают дети с проблемами речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.
По последним статистическим данным происходит снижение числа здоровых новорождённых; лишь 4% малышей рождаются абсолютно здоровыми.
Аббревиатура "ПМПК" становится в последние годы всё более знакомой и понятной тем, кто столкнулся с проблемами в развитии, воспитании и обучении детей.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) - организация, в составе которой работают специалисты разных направлений: дефектологи, логопеды, психологи, врачи. Главная задача ПМПК - определить, нужна ли ребёнку адаптированная (специальная) образовательная программа, а также дополнительные или реабилитационные услуги. ПМПК отстаивает интересы детей с особенными потребностями. Ведь все дети имеют право на обучение и образование. Но не все дети могут реализовать это право без специально созданных образовательных условий. Иногда эти условия соответствуют обычным школам, а иногда родителям рекомендуют обучение в коррекционных школах, которые тоже имеют свой вид.
В моём городе для детей с нарушением интеллекта много лет работает специальная (коррекционная) общеобразовательная школа. Основной целью работы этой школы является коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация учащихся для дальнейшей интеграции в общество. Ученики не могут освоить предметы высшей школы, поэтому в большей степени обучение несёт трудовую направленность на развитие их жизненной компетенции. Начиная с 5 класса, ребят делят по трудовым профилям: у девочек это швейное дело и цветоводство; у мальчиков - столярное и слесарное дело. Даже выпускной экзамен в 9 классе учащиеся сдают именно по этим трудовым дисциплинам.
Безусловно, образовательные условия коррекционной школы отличаются от условий обычных школ. Например: наполняемость классов - 12 человек; продолжительность урока - 40 минут; группа продлённого дня обязательна с 1 по 7 класс. На каждом классе-комплекте работают учителя и воспитатели, имеющие специальное педагогическое образование. В штате школы есть логопеды, психологи, социальные педагоги, которые постоянно работают с детьми, а не только по запросу классного руководителя или родителей. Многие ребята проживают в отдалённых от школы районах. Для решения этой проблемы на балансе учреждения находится школьный автобус, наличие которого благотворно влияет и на воспитательную деятельность (экскурсии, выезды за пределы города, рейды в семьи воспитанников и др.). Так как дети находятся в школе в течение всего дня (с 8.00 до 17.00), они обеспечены полноценным горячим питанием, которое в разы отличается от меню обычных школ. Детей кормят завтраком, вторым завтраком, обедом, полдником. Молочные продукты, соки, мясо и рыба, натуральные овощи и фрукты - обязательный рацион в данном учреждении. Во время группы продлённого дня ребята находятся под присмотром воспитателя. В режиме обязательна прогулка на свежем воздухе, самоподготовка (выполнение домашнего задания), различные тематические мероприятия и кружки. В свободное время - занятия по интересам. В период летних каникул на базе школы открыт пришкольный лагерь, каждая смена которого составляет 21 календарный день.
Коррекционные учреждения находятся на довольно приличном государственном обеспечении. И если руководитель школы - хороший хозяин, можно из подобного учреждения сделать, как говорится, "конфетку".
Я не могу сказать про все коррекционные учреждения; допускаю, что многие из них не так уж и хороши, а какие-то, возможно, образцово-показательные. Многое зависит от региона, администрации, да мало ли ещё от кого или чего...
Но в любом случае показатель хорошей работы подобного учебного заведения в том, что дети с радостью приходят в школу и с грустью её покидают. А после каникул встречаются с педагогами и сверстниками так, как будто не видились целую вечность и невыносимо соскучились. Именно такая атмосфера помогает снизить риски и добиться положительной динамики в нелёгком пути по исправлению и компенсации несформированности и коррекции различных нарушений у детей с ОВЗ.